Роман «Отцы и дети» Тургенева опубликовали в 1862 году. Произведение получило огромную популярность, поскольку в эпоху перемен образ главного героя Евгения Базарова символизировал яркого представителя нового поколения, резкого, бескомпромиссного, отрицающего авторитеты и правила. Линия отношения к любви Базарова соответствовала его идее приоритета пользы перед эмоциями.
Характеристика Евгения
Базаров был спокойным человеком, уверенным в себе. Он не обращал внимания на свой внешний вид, одежда его была ветхой, мужчина часто выглядел неопрятно. Он не игнорировал личную гигиену, но и не уделял внимание своей внешности, в отличие от Павла Кирсанова.
Биография героя
У Базарова была небольшая по меркам того времени семья. Папа, Василий Иванович, отставной штабс-капитан, часто помогал соседям и оказывал им посильную медицинскую помощь. Он был простого происхождения, но хорошо образован и разносторонне развит. Мать — дворянка, владела небольшим имением в 15 человек, получила достойное образование, знала французский язык. Евгений в семье был единственным ребенком, поэтому близкие прощали ему прохладное отношение к родным. Любовь в жизни Базарова отсутствовала как эмоциональное излишество, к родителям он испытывал, скорее, уважение и почтение.
У Евгения двойственное отношение к простолюдинам. Он презирает простых мужиков за отсутствие образования и излишнюю набожность. Из-за происхождения отца он ближе к простым людям, нежели к классу аристократов. Поскольку население находится на грани выживания и нищеты, лекарь им сочувствует.
Позиция мужчины необычна для того времени и противоречива, поскольку он придерживается нигилизма, актуального для шестидесятых годов XIX века. В основе течения лежало резко негативное отношение к традициям дворян и их принципам. Суть своей жизненной позиции нигилисты объясняли тем, что в современное время разумнее всего всё отрицать.
Он принимал только то, до чего можно физически прикоснуться, отрицая духовное начало, что подтверждают цитаты Базарова о нигилизме как о материальном и практичном восприятии мира: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?»
Им же утверждается несостоятельность позиции жизни людей в гармонии с природой. По его мнению, человек вправе распоряжаться доступными природными благами и ресурсами. Это подтверждает его высказывание, что окружающая действительность просто мастерская для творящего в ней мастера, т. е. человека.
Он считал, что тяга к образованию перешла границы необходимого, люди перегружают себя ненужной и излишней информацией, сравнивая полученный багаж знаний с чемоданом, наполненным сеном.
Личная жизнь
Автор произведения дает читателю в начале повествования подсказки. Еще по пути от станции к усадьбе семьи Кирсановых Николай Петрович зачитывает всем отрывок из текста произведения «Евгений Онегин», на что Евгений резко обрывает его при слове «любовь», попросив дать ему спички. Базаров отрицает чувства, любовь, симпатию из-за своей прагматичности: «Любовь — белиберда, непростительная дурь».
По его мнению, мужчина, которого угораздило влюбиться, недостоин уважения, поскольку его ум уже не принадлежит ему: «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».
Виной этому высокомерное отношение Базарова ко всей женской половине. Он считает женщин пустыми и глупыми существами, даже неспособными поддержать беседу.
Связь с женским полом им обосновывается исключительно с потребительской, физиологической точки зрения. Мужчина не мог никого полюбить, это чувство ему незнакомо, поэтому он его отвергает. В этой ситуации Базаров всё-таки себе противоречит. Хоть он говорит о бесполезности роли женщин в обществе, но не избегает женскую компанию, особенно в тех случаях, когда дамы красивы.
Испытание любовью
Молодой человек довольно цинично воспринимал любовь и нежность. Он не понимал людей, поддавшихся чувствам, считал это даже неприличным, а подобное поведение невозможным для мужчины с самоуважением.
Все меняется, когда Евгений знакомится со вдовой Одинцовой. Вначале он отрицает и сопротивляется своей увлеченности. После встречи с Аркадием Кирсановым и Одинцовой в ее номере он почувствовал несвойственное ему смятение.
Анна пригласила друзей в свое имение. Аркадий не мог скрыть радости, ведь поездка могла быть отличным способом установить отношения и получить расположение хозяйки.
Судьба распорядилась по-своему — поездка в деревню Анны Одинцовой погубила влюбленность Кирсанова, но обнадежила Базарова. В мужской дружбе произошел раскол.
Поначалу Евгений пробовал скрывать собственные чувства. Он вёл себя до неприличия развязано и вольготно. Но вскоре в Базарове вспыхнула любовь: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Непривычный стыд и растерянность постепенно уступают, и Базаров принимает решение признаться в своих чувствах, но не встречает взаимности. Одинцова симпатизирует ему, но отвергает, не решаясь разрушить привычный распорядок жизни, что действует на молодого человека еще более удручающе. Евгений не может осознать причину отказа, но у него не хватает смелости спросить это у самой возлюбленной. Это сильно повлияло на молодого человека, он принял решение вернуться домой.
Евгений — противоречивый герой романа. Умный и эрудированный, он перечеркивает все свои достоинства из-за своего:
- цинизма,
- грубости,
- категоричности суждений,
- неспособности приходить к компромиссу с людьми.
Он возмущен одним фактом несогласия со своей точкой зрения. Готовность выслушать оппонента является тактическим ходом для того, чтобы доказать собственную позицию. Но когда герой знакомится с темой любви не по книгам и сочинениям, а в реальной жизни, новое чувство заставляет его раскрываться новым взглядам и реальности, к какой он не был готов. Базаров погибает, однако его смерть нельзя назвать проигрышем, поскольку чувство открыло для него неизвестную ранее сторону жизни.