В 1859 году было впервые опубликовано произведение Ивана Александровича Гончарова, состоящее из четырёх частей, — роман «Обломов». Особенности композиции и жанр, выбранные автором, неслучайны. Писатель хотел не только продемонстрировать порочность паразитического образа жизни дворянства, но и показать читателям, как происходило становление личности главного героя и изменялось его душевное состояние. Проведённый разбор поможет учащимся подготовиться к сочинению и понять, в чём основная идея и замысел.
Построение и сюжетные линии
Произведение необычно уже тем, что экспозиция занимает довольно большой объём. Она начинается в первой и продолжается во второй части. Сначала читатель узнаёт, как проходит день главного героя. Илья Ильич целый день лежит в постели. За это время к нему поочерёдно приходят гости:
- Волков,
- Судьбинский,
- Пенкин,
- Алексеев,
- Тарантьев.
Герой выходит из полусонного состояния лишь тогда, когда приезжает его старый друг. Все главы романа не имеют названия, кроме той, что завершает первую часть. Для неё писатель сделал исключение, назвав «Сном Обломова». Показательно, что сначала этот фрагмент романа был опубликован как отдельное произведение. При создании произведения Гончаров сделал из него отдельную главу. Она позволяет понять, в чём причина возникновения обломовщины и почему Илья Ильич стал именно таким.
Вторая часть включает в себя описание знакомства Ольги и Обломова. Главный герой влюбляется в молодую женщину. Это завязка повествования. Непривычное чувство выводит мужчину из оцепенения и заставляет предпринимать шаги к тому, чтобы измениться. Знакомство состоялось благодаря Штольцу, который всячески старался расшевелить Илью и брал его с собой в гости. В конце второй части Ольга и Илья признаются друг другу в любви, а в третьей писатель показывает, как развивались их отношения.
Сначала влюблённые старались находить компромиссы и справляться с возникающими трудностями, по большей части обусловленными несовпадением характеров. Со временем и Обломов, и Ильинская поняли, что полюбили образы друг друга. Идеалы, созданные воображением обоих, не совпали с реальностью. Третья часть заканчивается расставанием бывших влюблённых.
Затем Гончаров переходит к описанию дальнейшей жизни Ольги Ильинской и Ильи Ильича. Женщина постепенно сближается со Штольцем, а потом выходит за него замуж. Обломов создаёт семью с Пшеницыной. Очевидно, что каждый из героев обрёл своё счастье. Илья нашёл у Пшеницыной ту полусонную атмосферу, которая была для него милее всего. Штольц и Ольга образовали гармоничную пару, где не могло быть и речи о разгуле порочной страсти.
Обоим были присущи такие черты характера:
- решительность,
- энергичность,
- стремление к развитию.
Смысловые части и тематика
Гончаров разделил роман на 4 смысловые части. Они символизируют времена года, с которыми можно ассоциировать жизнь главного героя. На протяжении всего произведения автор проводит параллели между событиями, происходившими с Обломовым, и состоянием природы. Повествование дополняется пейзажными зарисовками или описанием погодных явлений. Композицию можно представить как в виде таблицы или списка, так и линейно: во всех случаях суть будет одна и та же. Если изложить события кратко, сюжет будет выглядеть так:
- История детства, характер и один день Обломова. Персонажи, оттеняющие его натуру.
- Противопоставление Ильи и Андрея. Отношения героя с Ольгой.
- Разрыв Обломова и Ильинской. Отношения Ильи Ильича и Агафьи Тихоновны.
- Угасание и смерть главного героя.
Тематика романа многогранна: она вобрала в себя любовь, дружбу, измену, предательство, развитие и деградацию. Важный смыслообразующий приём — принцип сюжетной антитезы.
«Осень» и «зима»
Заключительный период жизни Обломова, когда он жил с Пшеницыной, можно сравнить с осенью и зимой. Чем старше становится Илья, тем чаще его мысли устремляются в родную деревню. Он вновь видит себя маленьким и мечтает о том, чего никогда не произойдёт. Постоянно пребывая в полудрёме, этот уже немолодой человек сначала распадается как личность, а затем умирает физически. Реальный мир чужд герою, он предпочитает существовать среди своих грёз.
События, описанные в романе, начинаются в мае и заканчиваются в ноябре. Если провести параллель с возрастом героя, оказывается, что «весна» наступила, когда ему было около 30 лет, а «осень» жизни Илья встретил, едва достигнут 50-летия.
Одна из важных композиционных особенностей — «закольцованность» душевного состояния Ильи. В начальной части романа читатели видят его погружённым в полудрёму, при этом герой находится на грани духовного умирания, но этого пока не видно. В заключительной части Илья умирает на самом деле, то есть оказывается там, куда стремился. Так автор показывает, что человек не вечен. Вместе со смертью героя умирает и его родная деревня, а заодно угасает и целый род. Но на смену обязательно придут новые поколения, и всё повторится.
Отношения Ольги и Андрея
Разбирая сюжет и композицию «Обломова», не стоит забывать об истории любви Ольги и Андрея. Кульминацией романа можно считать эпизод, когда Илья объясняется в любви ильинской. Однако сцена, в которой Андрей рассказыает девушке о своих чувствах, тоже полна драматизма и напряжения.
Внимательный читатель заметит, что обе истории любви строились почти по одинаковой схеме. Ольга, внутри которой, казалось, пылал огонь Прометея, зажгла сердце Ильи, а потом эта участь не миновала и Андрея. В первом случае отношения быстро сошли на нет, а во втором образовалась семья. Штольц окружил жену музыкой, книгами, альбомами и другой пищей для ума. Он полагал, что этим выполняет важную задачу: обеспечивает женское равноправие. Старания были не напрасными: Ольга принимала участие во всех делах, что в те годы было редкостью.
Ошибкой Штольца было то, что он быстро успокоился. Вот есть жена, и больше ничего не нужно. Юношеские порывы и устремления оказались на втором плане, когда появилась возможность тихо наслаждаться жизнью. Но ведь Обломов мечтал о такой же участи. В отношениях Ольги с обоими мужчинами прослеживаются главные темы романа: лень, праздность и застой, в которые погружается человек, когда достигает желаемого.