Пьеса Грибоедова вышла незадолго до восстания декабристов. С помощью своих персонажей автор изобразил напряженную обстановку в дворянском обществе. Испытывая тревогу за свое благополучие, помещики-крепостники ненавидят любой вид вольнодумства.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» поможет учащимся при анализе произведения понять, как раскрывается суть конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим», научиться составлять синквейн по теме.
Прототип героя
О прототипах героев «Горя от ума» в литературе достаточно материала, но с его достоверностью можно поспорить. В сочинениях, письмах и рукописях драматурга на этот счет не существует никаких сведений. А те, что содержатся в воспоминаниях современников, часто противоречат друг другу или переданы из вторых и третьих рук. Кюхельбекер, друживший с Грибоедовым, по этому поводу писал, что поэт, создавая персонаж, «не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей».
Единственно, на чем основываются современные историки, называя прототипом Фамусова дядю Грибоедова, это на фрагменте записи поэта, где он дает меткую характеристику своего родственника.
В поколении Алексея Федоровича, господствующем четверть века назад, прекрасно сочетались «пороки и любезность, рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства», жизненных принципов и достойной цели. Дядя Грибоедова когда-то храбро сражался с турками, а потом вынужден был пресмыкаться перед случайными людьми в столице, а когда вышел в отставку, жизнь ограничилась обильной едой, охотой и сплетнями.
Нравоучения дяди типа «я, брат!..» так похожи на слова Фамусова: «мы, например…». К А. Ф. Грибоедову относятся и слова Чацкого, обращенные к Фамусову: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитем возили на поклон».
Внешность и черты характера Фамусова
Фамусов, несколько лет назад похоронив жену, воспитывает дочь Софью, «сам себе господин». Богатый мужчина гордится своей свободой. Мать Софьи была немного ветреной особой и транжирила деньги направо и налево, поэтому вновь жениться он не хочет, чтобы не зависеть ни от кого, особенно от женских капризов и прихотей. И хотя в своем окружении «монашеским известен поведеньем», барин не сторонится женского внимания, то и дело отпуская в адрес служанки фривольные словечки. Пока никто не видит, он:
- «жмется»,
- «заигрывает»,
- «балуется».
Мужчина уже в немолодом возрасте, но крепкого телосложения и выглядит довольно бодро. Это подтверждается и особенностями его поведения: «суетливый», «прыткий», «неугомонный».
К примеру, Павел Афанасьевич хорошо помнит все необходимые события и не забывает отметить их в календаре. Правда, не всегда уместно соединять поминки и крестины, или планировать крестины не появившегося еще на свет ребенка, но он об этом не задумывается. Вся трудовая неделя у него наполнена делами: когда, с кем и какими бумагами занимается. Фамусову присущи как положительные, так и отрицательные черты, в чем и сложность его характера.
Из положительных следует назвать добродушие. Павел Афанасьевич воспитал Чацкого, когда тот остался сиротой. Фамусова тревожит судьба дочери, он прочит Софье в мужья выгодного, по его мнению, жениха — Скалозуба, который «метит в генералы». С добротой он относится и к секретарю Молчалину, при случае не забывая ему напомнить, «откуда он родом», отводя ему в жизни необходимую роль.
Окружающие уважают его за гостеприимство. Вместе с тем Павел Афанасьевич брюзглив: вечно всем недоволен, сердится на слуг, но, пожалуй, от этого он испытывает полное удовольствие. Помещик очень груб с теми, кто ниже его по положению, слуги у него:
- «ослы»,
- «ленивые тетери»,
- «чурбаны», при случае которых можно отправить и «на поселение».
Но когда перед ним люди при звании и при деньгах, он говорит с ними по-другому, становится скромным и уравновешенным.