Александр Сергеевич Пушкин поднимает множество нравственных проблем в повести «Станционный смотритель».
Основной мыслью произведения являются размышления о судьбе «маленького человека» — героя, имеющего невысокое социальное положение, не отличающегося выдающимися способностями, но в то же время безобидного и не желающего никому зла.
Краткая история создания
Работа над повестью была начата в 1830 году, в имении Болдино, куда Пушкин приехал для решения своих финансовых вопросов. Однако в это время в окрестностях имения разразилась эпидемия холеры, вынудившая поэта надолго здесь остановиться, что и привело к появлению множества замечательных произведений (включая «Станционного смотрителя»). Известны этапы работы над этим сочинением:
- Задумка рассказа появилась в 1829 году (по некоторым предположениям, одновременно с мыслями о создании романа «Дубровский»).
- 3 произведения, входящие в цикл «Повести Белкина», были закончены в сентябре 1830 года: «Гробовщик» — 9-го, «Станционный смотритель» — 14-го и «Барышня-крестьянка» — 20-го числа. Оставшиеся две повести дописаны в октябре — «Выстрел» и «Метель» окончены 14-го и 20-го числа соответственно.
- В 1831 году Александр Сергеевич издал повести от имени «покойного Ивана Петровича Белкина», в 1834 году произведения повторно изданы им под своей фамилией.
Параллельно с написанием повестей Александр Сергеевич работал над «Евгением Онегиным», «Маленькими трагедиями» и многими лирическими стихотворениями. «Повести Белкина» содержат шуточное вступление («издательское пояснение») от имени вымышленного Ивана Белкина. Три повести («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка») написаны в жанре сентиментализма и частично реализма, «Выстрел» — в жанре «романтизма», а «Гробовщик» содержит элементы, свойственные готической литературе.
Стоит отметить, что должность станционного смотрителя во времена Пушкина вызывала у большинства людей иронию или даже презрение.
Очищающие муки совести
Удивительной особенностью этой повести заключается то, что в ней нет отрицательных персонажей. Мелкий чиновник 14-го ранка Вырин не является (как у Гоголя в «Шинели») комичным или отталкивающим. Потеряв дочь, Самсон не выдержал страданий и умер буквально через 3 года после этого.
Минский, несмотря на свой поступок, также испытывал муки совести перед отцом своей невесты — об этом указывает и Пушкин при их первой встречи («Виноват перед тобой и рад просить прощения»). Вполне возможно, что и серьёзность его намерений в отношении Дуни значительно окрепла после встречи с несчастным Выриным.
Однако лучше всего мотив раскаяния и очищения души наблюдается у Дуни. Девушка не только бросила отца, не сообщив ему ничего о своих намерениях, но и в последующие годы она ни разу не приехала и не написала ему. Пока отец страдал от тоски, спивался и умирал, Дуня устраивала свою судьбу, примеряла модные платья и вкушала изысканные яства.
Очевидно, что подобное безразличие и равнодушие к своему родителю тяжким грузом ляжет на совесть Авдотьи Самсовной в будущем.
Тем не менее Пушкин даёт понять, что и душа Дуни ещё не омертвела. Надежду на духовное возрождение героини дают её муки совести при посещении кладбища и могилы отца. Автор описывает это так: «Как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям сидеть смирно, пока она идёт на кладбище. Когда Авдотья Самсоновна пришла к месту захоронения, она легла возле него и лежала долго. Потом барыня пошла в село, призвала попа, дала ему денег и уехала». В слезах дочери проявилось осознание того, что в погоне за собственным счастьем она поступила слишком жестоко с отцом.
В этой повести проявились лучшие качества пушкинской прозы — его тонкий психологизм в раскрытии образов персонажей, а также постановка множества сложнейших общечеловеческих вопросов. Автор показывает, что счастье и любовь одних людей нередко могут оборачиваться болью и страданием других, один из главных уроков, который можно извлечь по прочтению произведения — нужно дорожить своими родственниками и думать об их чувствах всякий раз, когда намереваешься что-то сделать.