Николай Гумилёв поэт серебряного века. Он создатель и представитель поэтического направления акмеизм. Гумилёв сформулировал основные концепции акмеизма, учил молодых поэтов филигранной работе над словом и образом и сам писал гениальные стихи. В них органично сочетались прозаические будни и экзотика приключений.
…
Гумилёв много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Яркие сказочные впечатления от этих странствий он передавал в своих стихах. Особенно полюбилось читателям стихотворение Жираф. Прозаическую встречу с красивым африканским животным силой своего таланта поэт переплавил в философское произведение.
План анализа
- Автор, название, история создания.
- Содержание, чем вызваны описываемые в стихе события.
- Жанр, идея, тема, композиция.
- Лирическмй герой и художественные образы произведения.
- Литературные приёмы, используемые автором в стихотворении.
По этому плану сделаем краткий анализ произведения. Гумилёв путешествовал не только, как поэт. Он преследовал и научные цели. После возвращения Николай Гумилёв писал научные отчёты и статьи, привозил ценные коллекции артефактов из африканских земель.
Но главная ценность стихи, которые автор писал под впечатлением от путешествий. Именно поэтическое наследие Гумилёва является для потомков самым ценным.
В 1907 году он написал своего Жирафа, самое популярное и известное стихотворение. В 1908 году оно было включено в сборник Романтические цветы. Уже по названию сборника становится ясным характер его лирического героя. О чём бы ни писал автор, в центре изображения человек с героическим прошлым, жизнь которого состоит из приключений и таинственных событий.
В тексте стиха Жираф нет непосредственного описания экзотических событий, есть только намёк на то, что такие события пережил лирический герой.
В произведении использован приём противопоставления. Хмурому серому дождливому дню, навевающему тоску и безысходность, противопоставляется величественная волшебная картина Африки с озером Чад, с невозмутимым жирафом, с таинственными легендами о страстной любви.
Поэзия, как и музыка, воспринимается разными людьми по-своему. Жанр стихотворения Гумилёва философская лирика. В нём противопоставлена обыденная серость и яркая жизнь в путешествиях по экзотическим странам.
Стихотворение начинается обращением к девушке, которая особенно грустна, выглядит очень хрупкой и уязвимой на фоне серого дождливого дня. Лирический герой с ласковой настойчивостью обращается к ней, Его слова похожи на сказочный зачин: Далёко, далёко на озере Чад изысканный бродит жираф
Цель поэта не увести читателя от будней в сказку, а дать понять, что каждый видит жизнь по-своему. Один за тяжёлым туманом не видит, что есть и другая жизнь. Только ты можешь заставить себя забыть тоску и туман и отправиться за интересными приключениями.
Поэт рисует картину, полную разнообразных красот природы на далёком острове Чад. Это не сказка, озеро Чад существует в жизни. Изысканный жираф проходит по его берегу, сияя узорами своей шкуры, и скрывается в мраморном гроте. И только от человека зависит, сможет ли он уйти от серости жизни и насладиться африканскими красотами.
Завораживающе звучит рассказ поэта о чёрной деве, о страсти молодого царя. Но девушка не хочет верить рассказам о жизни в далёких странах, о тропических садах и стройных пальмах. Она ничего не хочет видеть, кроме серости, тоски, тяжёлого тумана и дождя.
Но лирический герой не сдаётся и под плач девушки снова повторяет свои слова.
Концовка стиха внушает читателю, что жизнь не состоит только из серости и дождя, пока на далёком озере Чад бродит изысканный жираф, цветут тропические сады и растут стройные пальмы.
Литературные и поэтические приёмы в стихотворении
- Сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, повтор, символ.
- Поэтическая лексика: неологизмы, архаизмы, антонимы, синонимы.
- Поэтическая фонетика: диссонанс, аллитерация.
В стихотворении Жираф изумительные эпитеты и сравнения. С первой строчки удивляет эпитет изысканный. Не одежда, не поведение, не вещь, а жираф, животное, изысканное. Но ведь жираф действительно изысканный. Им можно постоянно любоваться и восхищаться. Грациозная шея, неторопливая походка, миролюбивый характер.
Поэт находит точные слова, описывая волшебный узор шкуры, сравнимый с осколками луны в отражении воды озера Чад, а издали похож на паруса корабля. Плавный бег жирафа Гумилёв сравнивает с радостным птичьим полётом.
Эпитетов в данном стихе много: грациозная стройность,цветные паруса, весёлые сказки, таинственных стран , немыслимых трав.
Образ жирафа автор создаёт неторопливым спокойным звучанием. Обычно повтор далёко-далёко пишется через чёрточку, но поэт написал его через запятую, чтобы читатель сделал остановку после первого далёко и сразу смог почувствовать плавную походку неторопливого животного.
Осмелится луна, видит земля зто олицетворения.
Для создания образа печальной слушательницы лирического героя автор применяет аллитерацию, ассонанс : взгляд Чад, анафору: особенно грустен, особенно тонки.
Поэтическое наследие Гумилёва и его ценность для современного читателя
Поэтические приемы, которыми пользовался автор при создании стихотворения, такие точные и образные, что читатель представляет воочию озеро Чад, восхитительного волшебного жирафа, тропики, пальмы, запах немыслимых трав. Эта картина уводит от грусти и тоски. Для этого поэт использует приём кольцевой композиции. Заканчивая стихотворение, автор оставляет в нашем сознании эту волшебную картину, а не туман и дождь.
Заканчивая анализ известного стихотворения, вспомним о том, что поэзию и музыку не хочется разбирать и анализировать, чтобы не испортить целостного впечатления от прекрасной музыки или от прекрасных стихов. Читайте и другие произведения Николая Гумилёва. Когда станет грустно от окружающей действительности, когда покажется, что, кроме тоски и серости, в жизни нет ничего, откройте томик или найдите в интернете стихи Гумилёва о дальних странах, о капитанах, о необычных событиях и людях. Прочтите: И, кажется в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога. И захочется поехать в эти страны.
Трагически закончилась короткая жизнь поэта, но с нами его стихи.