Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) — выдающийся писатель русской литературы, роль которого достигает настоящего времени. Творчество писателя оказало исключительно сильное влияние на становление классического реализма и на всё последующее развитие как русской, так и мировой литературы. Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам поможет быстро ознакомиться с одним из мировых шедевров русской литературы.
Немного о произведении
Поэма «Мёртвые души» (жанр определил сам автор) была начата в 1835 г. Основной сюжет был сообщён Гоголю Пушкиным, который рассказал реальную историю о мошеннике-скупщике мёртвых душ (крестьян, которых нет в живых, но которые всё ещё числятся живыми по документам). Первый том был издан в 1842 г. под названием «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».
Всего Гоголь подразумевал написать три тома поэмы:
- Первый том — изображение недостатков русской жизни, т. е. «Ад» (по аналогии с произведением Данте «Божественная комедия»).
- Второй том — отображение путей возрождения нечестных помещиков и чиновников, т. е. «Чистилище». Однако в 1845 г. Гоголь частично сжёг второй том, объясняя тем, что всё написанное было далёким от совершенства.
- Третий том — так и не был написан.
Том первый
Всего первый том включает 11 глав. Краткий пересказ основных события в каждой из них поможет точнее понять, чем же так ценно это произведение.
Глава первая
В гостиницу губернского города NN прибывает коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик.
Например:
- все крестьяне Коробочки разнились дивными именами-кличками, которые заполняли большую часть листа,
- список Плюшкина был написан компактно,
- список Собакевича был содержателен и подробно описывал все качества мужика, все их ценные умения были учтены.
Чичиков думал о том, чем жил и как умер каждый крестьянин, создавая предположения, гипотезы и изображая целое изложение.
Направившись в гражданскую палату, чтобы заверить все бумаги, он встретил Манилова, который спешил передать ему списки мужиков.
В суде председатель сидел с Собакевичем и был рад видеть Чичикова. Он пообещал всё уладить быстро и без взяток, но попросил Чичикова остаться в городе на некоторое время. Советник же сообщил, что приобрёл крестьян без земли на вывод, в Херсонскую губернию. Будучи приятелем председателя, Чичикову пришлось выплатить самую малость пошлинных денег.
Далее, все отправились отпраздновать завершение сделки к полицмейстеру, которого считали благотворителем в городе. Все так сильно хотели, чтобы Павел Иванович остался в городе, что решили его женить.
Глава восьмая
Покупки Чичикова стали главной темой разговоров во всём городе. Многие серьёзно обсуждали переезд новокупленных крестьян и давали советы Чичикову, как лучше всё обустроить. Все эти речи принесли слухи, будто бы он «миллионщик». Поэтому обыватели города полюбили его ещё душевней.
Особенно дамы города NN считали приезжего «не первым красавцем, но зато таковым, каким следует быть мужчине». В целом сами дамы города N были презентабельны, умели вести себя, поддерживать тон, соблюдать этикет, имели хороший вкус в одежде и строгий нрав, отличались приличием в словах и выражениях, а все их проделки оставались скрытыми.
Чичиков нашёл у себя сердечное письмо неизвестного автора, которое его изрядно заинтриговало. Придя на бал к губернатору, любимец пытался найти сочинительницу послания. Появление его на бале произвело настоящий фурор. Все хотели с ним поздороваться, обняться и поцеловаться. Чичикову нравилось повышенное внимание к своей персоне. Он так увлёкся разговорами с дамами, что запамятовал подойти прежде всего к хозяйке. Увидев губернаторшу с дочерью, Чичиков был ошарашен, так как это была та самая шестнадцатилетняя блондинка, которую он встретил по пути к Собакевичу.
Чичиков увлёкся дочерью губернаторши и надолго погрузился в задумчивость. Автор засомневался, присуще ли чувство любви Чичикову, так как дочь губернаторши напоминала ему игрушку, выделяясь прозрачностью и светлостью среди мутной толпы.
Всем дамам оказалось не по нраву такое обхождение Чичикова, и они стали говорить о нём неблагоприятным образом.
Произошла ещё одна неприятная неожиданность: Чичиков встретил Ноздрёва, который своими скандальными поступками и пьяными речами о покупке несуществующих крестьян приводил советника в неудобное положение, что заметно его расстроило. Он чувствовал себя не в своей тарелке и, не дождавшись окончания ужина, отправился к себе.
В своей комнатке он размышлял о балах и обижался на Ноздрёва, вымещая досаду на всей его родословной.
Тем временем, в город на непонятном экипаже приехала помещица Коробочка, обеспокоившаяся после отъезда главного героя, что её обманут.
Глава девятая
Глава начинается с того, как одна очень приятная во всех отношениях дама встречается со своей приятельницей. Они разговаривают о многих мелочах, моде и выкройках. Дамы сплетничали о приезжем. Одна из женщин рассказала историю помещицы Коробочки о якобы нечестной сделке с Павлом Ивановичем. Высказалось предположение, что покупка несуществующих крестьян необходима для прикрытия: Чичиков намерен увезти губернаторскую дочку. Ноздрёва дамы зачислили в сообщники Чичикова.
Пока дамы общались, в гостиную вошёл прокурор, и женщины наперебой начали описывать ему все события и свои догадки, что его совсем сбило с толку.
Основной замысел поэмы
Даже ознакомившись с романом «Мёртвые души» в сокращении, можно сделать вывод, что автор показал широкую и правдивую картину жизни в России того времени. Произведение наполнено прекрасным живописным описанием природы, деревень и русской самобытности, а также показана алчность, скупость и желание лёгкой наживы, что привлекает огромный читательский интерес.
Главные темы произведения:
- беззаконие, тирания и своеволие помещиков,
- беднота и бесправие крестьян,
- чиновничество, бюрократия, безответственность и наплевательское отношение,
- взяточничество.
Между тем автор верил в то, что мошенники всегда будут существовать, и в воскрешение истинной души заглавного героя.
Исходя из аннотации к произведению, выходит, что в название поэмы автор вносит много смыслов:
- Крестьяне, которых уже нет в живых, но они ещё числятся по документам.
- Помещики, которые не заботятся о своей душе, руководствуясь низменными желаниями и проживанием жизни. У них душа мертва, так как не просит духовной пищи.
Разницы между живыми и мёртвыми нет. Продаются и мёртвые крестьяне, и живые помещики.