Критическая статья Добролюбова на выход драмы «Гроза» Островского появилась в 1860 году, практически сразу после опубликования произведения. Очень важно, что автор назвал ее «Луч света в темном царстве». Краткое содержание статьи позволяет понять отношение критика к работе Островского. Прочитать ее необходимо каждому учащемуся.
Основные тезисы
В начале статьи Николай Александрович признает, что автор понимает жизненные проблемы русского человека, его мучения и чаяния. Он умело показывает самые острые моменты с разных сторон.
Говоря о вышедших ранее статьях, Добролюбов отмечает, что их критический потенциал был направлен на обсуждение автора и лишь в малой степени раскрывал суть пьесы. Одним из них был Аполлон Григорьев, который считал произведение чисто народным и превозносил гений Островского.
Публицист отмечает, что Островский сохранил главные правила, отличающие драму:
- Борьбу чувства и долга, в которой, последний всегда побеждает.
- Соблюдение единства и последовательности сюжета.
- Логичность развязки.
- Участие всех действующих лиц в диалогах и развитии сюжета.
- Язык повествования должен быть литературным, без вульгарных дополнений и намеков.
По его мнению, пьеса Островского в полной мере не раскрывает главную драматическую задачу, заключающуюся в уважение к долгу нравственному. Не показаны в тексте и негативные последствия для человека, переступившего нравственную черту. У автора Катерина является образом мученицы, а не преступницей. Критик также отмечает, что сюжет перегружен малозначимыми персонажами и действиями. Язык пьесы в некоторых местах неприемлем для человека благовоспитанного.
При этом публицист признает право автора на собственное видение проблемы и мнение, отличное от господствующей теории и отмечает жизненность всех его пьес.
Катерина старается направить нерастраченную энергию на любовь и поиск родственной души. Как восходящее солнце, девушка готова согреть все вокруг и осуществить мечты на семейное счастье. Но муж совершенно не понимает ее устремлений. В результате иллюзии разбиваются о существующую действительность.
Анализируя характер Катерины, критик делает вывод, что побег с возлюбленным Борисом стал бы спасением для героини. Но обстоятельства сложились по-другому и женщина решается на самый страшный и, возможно, единственный шаг, позволяющий вырваться на волю из царства лжи и предательства. Такое освобождение отдает горечью и грустью, но при этом дает надежду на грядущие перемены.
В статье Добролюбова говорится о мужестве, проявленном героиней, которая остается честной перед собой и своими поступками, как лучом солнца заставляет людей думать, что все будет меняться к лучшему.
После ознакомления с тезисным пересказом статьи многие учащиеся стараются прочитать ее полную версию, чтобы понять отношение автора к произведению.