Краткое содержание сказки Платонова «Неизвестный цветок»

Одно из произведений, способных пробудить в человеке доброту и сострадание — сказка-быль Платонова «Неизвестный цветок». Краткое содержание текста необходимо школьникам для анализа, заполнения читательского дневника, подготовки к изложению или пересказу на уроке литературы в 6 классе. Книга наводит читателей на мысли об упорстве, стремлении преодолеть трудности и готовности бороться за свое счастье.

 неизвестный цветок

История создания сказки

В последние годы жизни Андрей Платонович много писал для детей и о детях. Созданные им произведения отличаются глубиной и реалистичностью. Не исключение — сказка-быль «Неизвестный цветок». За ее простым, на первый взгляд, сюжетом кроется таинство выживания. Оно заключено в сущности каждого обитателя планеты. Однако не всем удается развить и взрастить в себе волю к жизни и готовность противостоять невзгодам.

Неизвестный цветок платонов читать

Большинство поздних произведений писателя балансировало на грани реализма и фантастики. Однако в этом рассказе доля вымысла сведена к минимуму. Акцент поставлен на то, чтобы каждый читатель взял из книги то, что имеет для него важное значение.

Произведение было написано в 1950 г., за год до ухода писателя из жизни. Оно посвящено дочери Андрея Платоновича, но при этом стало завещанием для всех детей советского поколения.

Поднимая важные вопросы о том, как жить и делать мир лучше, автор предлагает читателям думать, рассуждать, находить самостоятельные ответы.

Главные персонажи

Произведение «Неизвестный цветок» сложно отнести к какому-то определенному жанру. В критике по отношению к нему часто встречается термин «рассказ», однако правильнее отнести текст к литературной сказке. Автор определил свой труд как сказку-быль, поскольку в нем переплетаются правда и вымысел. События происходят в СССР, основное место действия — заброшенный пустырь, недалеко от которого был пионерский лагерь.

В произведении фигурируют два главных образа:

Неизвестный цветок платонов

  1. Неизведанный цветок на пустыре. Крохотное растение смогло вырасти только благодаря силе воли, любви к солнцу и жизни. Никто не знал, что оно есть на земле.
  2. Девочка Даша. Добрый и отзывчивый ребенок, скучающий в лагере без мамы. Она не осталась равнодушна к тяжелой доле растения.

Второстепенными персонажами являются пионеры. Вместе с Дашей они помогли главному герою, сделали его жизнь лучше и комфортнее.

Краткое содержание

Читая «Неизвестный цветок» Платонова, дети и взрослые знакомятся с судьбой растения, выросшего среди камней на бесплодном пустыре. Его жизнь проходит в постоянной борьбе. Днем он сопротивляется ветру, ночью собирает листьями росу, чтобы с утра предать ее своим корням. Он по-настоящему счастлив только раз в день — в момент восхода солнца, лучи которого падают на уставшее растение. Главному герою было трудно, но он своим терпением превозмогал усталость и лишения.

Неизвестный цветок читать

Наступило лето, цветок окреп. Он даже выпустил желтый венчик лепестков и стал похожим на звезду. Однажды мимо места, где рос цветок, проходил девочка Даша. Она отдыхала в пионерском лагере по соседству и спешила на почту, однако ее остановило благоухание растения. Осмотрев пустырь, девочка заметила цветок и увидела, что ему приходится тяжело. Она вспомнила рассказ о цветке, который скучал по своей матери и выражал свою тоску, источая аромат.

Девочка подошла ближе и поняла, что никогда еще не видела подобного растения — ни на картинках, ни в ботаническом саду, ни по телевизору. Она спросила, почему цветок не похож на других. Герой ответил, что ему живется трудно, и он не знает, как смог вырасти на глиняной земле, которая похожа на камень. Даша ушла, но не забыла о растении. Вскоре она привела на пустырь ребят из отряда. Вместе пионеры удобрили землю и создали лучшие условия для жизни цветка.

На следующий год Даша приехала отдыхать в тот же лагерь. Она всю зиму вспоминала о цветке, поэтому первым делом пришла на пустырь и не узнала его. Место стало цветущим лугом, усыпанным цветами, которые были детьми первого растения. От них шло такое же благоухание, как и от родительского растения. Однако старого цветка девочка не увидела и очень расстроилась из-за этого.

Присмотревшись, Даша разглядела растение, выросшее «из середины стеснившихся камней». Оно было прекраснее и сильнее родителя, поскольку выросло в еще более суровых условиях — в камне. На миг девочка подумала о том, что новый цветок зовет ее, манит своим волшебным благоуханием.

Анализ рассказа

Очень краткое содержание произведения поместится в нескольких предложениях. Голод и лишения усилили красоту и аромат цветка, который вырос на бесплодном пустыре, среди камней и глины. Дети удобрили пустырь и засыпали его плодородной землей. На следующий год на нем пышно цвели дети, появившиеся из семян главного героя. Но самым красивым и ароматным было растение, выросшее среди камней.

Платонов неизвестный цветок краткое содержание

Начало произведения похоже на сказку. Автор начинает его со строк: «Жил-был на свете маленький цветок», однако уже в следующих предложениях он обозначает суровую реальность. Цветок жил на пустыре, куда не ходили животные, не забегала детвора, отдыхающая в соседнем пионерском лагере. Первая часть произведения раскрывает борьбу растения, сумевшего прорасти в ямке между глиной и камнем. Ему приходилось питаться только росой и пылью, и лишь рассветные лучи солнца приносили радость.

Начало сказки могло бы стать самостоятельным произведением, посвященным трудолюбивому цветку. Тогда его назвали бы басней, поскольку просматривается аллегория. За образом выжившего в суровых условиях растения просматривается судьба русского народа, сумевшего приспособиться и стать сильнее в условиях революционных, военных, репрессивных потрясений.

В понимании автора, судьба которого была непростой, это иносказание о судьбе всего русского народа.

Поддержка Даши

Появление пионерки развивает сюжетную линию и делает произведение сказкой, ведь девочка смогла поговорить с растением. Она узнала, что цветок не похож на других, потому что ему трудно одному. Героиня попросила друзей помочь ей улучшить условия жизни цветка. Ребята измерили площадь участка и привезли плодородную почву, чтобы семена растения смогли развиваться лучше.

В стремлении изменить жизнь цветка просматривается советская идеология, согласно которой, будущие поколения должны жить лучше родителей. Желание ребят вырастить лучшие в мире цветы перекликается с целью советского народа вырастить здоровое, умное и творческое поколение. Лето кончилось, и пионеры разъехались по домам, готовые к новым добрым поступкам.

Через год Даша вернулась в любимый лагерь. Чувствуя ответственность за цветок, она навестила пустырь и поразилась переменам к лучшему. Дети растения были прекрасны, но они не походили на родителя, поскольку им не пришлось бороться за выживание. Лишь одно растение было лучше отца, ведь оно росло в еще более тяжелых условиях.

Замысел автора

В реалистичном финале произведения содержится важная мысль. Новый цветок мог вполне вырасти среди камней, однако это потребовало от него трудолюбия, упорства, силы воли.

Платонов неизвестный цветок кратко

Так и у людей — только те, кто проживают необычную жизнь и к чему-то стремятся, получают желанную награду.

В условиях советского общества, где каждый человек был винтиком в системе, непросто было выделиться. Однако в рассказе Андрея Платоновича есть надежда на то, что обретение индивидуальности все же возможно.

Как и в других произведениях автора, привлекает внимание особый стиль:

  • употребление необычных слов: «упадали», «стеснившийся»,
  • много олицетворений, например: «Днем цветок сторожил ветер, а ночью — росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить, а не умереть»,
  • нарушение лексической сочетаемости — «черная тучная земля»,
  • использование просторечных слов и фраз: «ими», «нету».

Рассказ передает отношение автора к окружающему миру. Он считает природу живой, о чем говорят слова Даши, что цветок не просто пахнет, «он так дышит».

Смысл произведения

Сказка-быль показывает читателям, насколько сложным и полным лишений бывать путь к заветной цели. Только стойкие и целеустремленные люди могут выдержать все невзгоды, стать лучше и достичь желаемого. По краткому содержанию произведения становится понятно, что очень сложно достичь успеха в одиночку. В любом случае необходима поддержка окружающих людей, для которых является важным протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается.

Главная мысль, которую передал автор в своем произведении, заключается в том, что жизнь — удивительный дар. Нужно ценить его, не пасовать перед трудностями и радоваться каждому новому дню. Внутренняя сила помогает стать лучше, сохранить индивидуальность и идти дальше. Произведение учит сопереживанию и стойкости духа. Образ девочки олицетворяет сострадание, которым обладает терпеливый русский народ.

Произведение Андрея Платоновича трогает душу и заставляет задуматься о важных для каждого человека вещах. Только пройдя через трудности, выдержав удары судьбы, можно стать достойным уважения человеком. Не исключено, что потомки не повторят трагический путь. Однако найдется тот, кто будет поставлен в условия, в которых придется снова выживать, меняться, получать новый бесценный опыт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: