Краткое содержание рассказа Куприна «Тапер»

Авторское примечание к художественному произведению информирует читателя, что описываемые события имели место в 1985 году в одном из московских семейств. Все фамилии персонажей, кроме композитора Рубинштейна, являются вымышленными. Свой рассказ Куприн назвал «Тапер». Краткое содержание сохраняет последовательность сюжетной линии и позволяет составить характеристику основных действующих лиц. Актуально для уроков литературы или заполнения читательского дневника.

Рассказ Куприна «Тапер»

Неожиданный рождественский подарок

История случилась в один из дней Рождества, когда в доме Рудневых устраивали «елку». В детском празднике принимали участие многочисленные гости, для которых «хлебосольный дом» был открыт «круглый год», и вся семья московских аристократов:

  1. Глава семейства — Руднев Аркадий Николаевич, любитель балета, карточной игры и больших, шумных обществ.
  2. Его жена — Руднева Ирина Алексеевна.
  3. Дочери: старшие — Лидия и Татьяна, младшие — Тина и Катя.
  4. Сыновья — Аркадий и Дмитрий.

На улице темнеет, а Дуняши все нет. Тина забрасывает сестру тревожными вопросами. Татьяна и сама начинает беспокоиться и делится опасениями с Лидией. На тот случай, если музыкант не будет найден, она предлагает обойтись своими силами. Лидия же была особой:

  • не отличающейся тактичностью,
  • унаследовавшей от матери надменность и пренебрежительность к зависимым от ее расположения людям,
  • эмансипированной, интересующейся политикой и экономикой,
  • с модной среди молодых девушек мечтой о высших курсах,
  • любящей выражаться кратко и с сарказмом.

Она насмешливо отвергла предложение Татьяны, выразив мнение, что уж лучше «танцевать без музыки». В это время вернулась горничная и послала за «барышнями».

Юный музыкант

Юный музыкант

В передней девушки видят Дуняшу и «бледного, худощавого» мальчика. Дуняша начинает шепотом оправдываться, рассказывая, что по пяти адресам застать никого не удалось, а этот «малец» убеждал ее в имеющемся опыте игры на вечеринках и свадьбах.

Татьяна, взглянув на мальчика, сразу почувствовала его смущение и очень тактично поинтересовалась, приходилось ли ему играть на вечерах и не будет ли нагрузка слишком велика. Юный тапер ответил утвердительно и попросил не беспокоиться. Было видно, что мальчик:

  • застенчив,
  • беден,
  • самолюбив.

Серые глаза, на «некрасивом, но выразительном лице», смотрели на окружающий мир «серьезно, твердо и умно».

Лидия, относившаяся к «мелюзге» с презрением, которое прослеживалось в холодно-вежливом тоне, начала выспрашивать мальчика о широте репертуара, перечисляя танцевальные композиции. Девушка откровенно дразнила не приглянувшегося ей юного тапера. Издевка была настолько очевидна, что Татьяна одернула сестру, а мальчик неожиданно и «самоуверенно» заявил, что может играть не только польки и мазурки, но сонаты и рапсодии.

Тина повлекла музыканта к фортепиано

Тина, в предвкушении «щелчка» старшей сестре, которую она считала заносчивой «гордячкой», повлекла музыканта к фортепиано. Мальчик наугад открыл ноты и, обернувшись к Лидии, предложил исполнить рапсодию Листа. Звуки, которые он извлекал из инструмента, сочетали в себе прекрасную мощь, полноту и силу.

Аркадий Николаевич, понимавший и любивший музыку, услышав игру, вышел из кабинета и стоя аплодировал маленькому пианисту. Безо всякой заносчивости хозяин дома искренне благодарит мальчика за игру, узнает его имя и просит дать знать, когда устанет.

Великий композитор

Мальчик, руководимый Тиной, которая взяла его под свое покровительство, продолжает играть марши и польки. Он замечает, что в зале появился «пожилой господин», привлекший внимание всех присутствующих. Манера держаться выдавала в нем человека «большого света». На лице отражалось внутреннее «упорство и властность». Сделав общий поклон, незнакомец проходит в кабинет хозяина. Из обрывков разговора мальчик узнает, что гостя зовут Антон Григорьевич.

«Необыкновенный гость» смотрит на мальчика

«Необыкновенный гость» не выходит из головы подростка. Неожиданно юный музыкант чувствует на себе пристальный взгляд и, обернувшись, видит, что Антон Григорьевич внимательно наблюдает за ним, при этом имеет вид «скучающий и нетерпеливый». Незнакомый господин обращается к пианисту и просит сыграть его рапсодию Листа.

Преодолев неожиданный страх и словно окрыленный неведомой силой, вызванной необыкновенным и властным присутствием, мальчик играет так хорошо, как «никогда в жизни». Он не видит, как «проясняется и смягчается» выражение лица Антона Григорьевича, а когда заканчивает играть, то обнаруживает, что «странный и привлекательный» человек уже покинул зал.

К мальчику, многозначительно улыбаясь, подходит хозяин, передает ему конверт с деньгами и предлагает пройти в переднюю, одеться и поехать вместе с Антоном Григорьевичем. Маленький тапер полагает, что это делается из снисхождения к возрасту, и пытается доказать, что может играть целый вечер.

Но Аркадий Николаевич, возбужденный и радостный, поздравляет мальчика с нечаянным подарком. Он сообщает, что незнакомый господин — это Рубинштейн, «триумфатор» мирового музыкального Олимпа, вполне оценивший игру юного дарования и заинтересовавшийся ею.

Был ли мальчик

Наверное, не стоит искать среди учеников Рубинштейна мальчика, который проходит под именем Юрия Агазарова в повести Куприна «Тапер». Краткое содержание и анализ этого произведения не имеют целью исследование вопроса, но, изучив биографию композитора, можно уверенно сказать, что наиболее известные ученики композитора — Чайковский, Голлидей и Гофман — не подходят на роль главного героя по исторической хронологии.

Артур Рубинштейн

Несомненно, что Рубинштейн был одним из первых, кто стоял у истоков создания института профессионального музыкального образования в России, доступного при наличии таланта не только аристократической верхушке, но и всем слоям населения. Краткий пересказ истории свидетельствует о поддержке прогрессивного начинания и отдельными лицами высшего света.

Но если в реальности мальчика Юрия Агазарова не существовало, то что заставило Куприна написать, что фабула рассказа опирается на фактические события? Возможно, автор изобразил реальные изменения в отношении высшего общества к искусству и людям искусства по причине сокращения знатных, но «окаменелых родов» и усиления его прогрессивного крыла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: