Поэма написана Некрасовым в XIX веке. В ней говорится о том, как семеро крестьян странствовали по селам с целью найти человека, который был бы поистине счастлив. Время выхода поэмы совпало с отменой крепостного права. По замыслу герои должны были дойти до Петербурга, но кончина поэта прервала планы. Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» поможет осмыслить тяготы быта русского народа.
Коротко о поэме и персонажах
Стиль произведения — белый стих. Построение в форме сказаний, легкость повествования позволяют прочесть поэму одним духом. В порочном обществе было много всего, что мешало жизни простых людей.
Главными героями выступают крестьяне:
- Демьян,
- Роман,
- Лука,
- Иван и Митродор Губины (братья),
- Пров,
- Пахом.
Кроме главных персонажей, фигурируют другие деревенские жители. Первым претендентом на звание счастливчика значится Ермолаев Грин. Он является честным бурмистром и очень уважаемым сельчанами человеком. Матрёна Корчагина прослыла в своем селе «счастливицей». Упоминается дедушка её мужа Савелий — старик, доживший до 100 лет.
Старый помещик князь Утятин, живущий старыми устоями и не ведающий об отмене крепостного права по сговору его сыновей с крестьянами. Деревня когда-то принадлежала Утятину, ее бурмистром является Влас. Гриша Добросклонов — сын дьяка, грезящий мечтами об освобождении народа России. Он учится в семинарии. Прототипом персонажа можно считать революционного демократа Николая Добролюбова.
Один утверждает, что вольготнее всех помещику, другой считает везунчиком чиновника, третий отдает свой голос за попа, досталось толстопузому купцу и боярину вельможному, министру, и даже царю. На первый взгляд кажется, что мужики нашли клад и занялись его дележом: до того разгорелись страсти. Они уже не помнят, по какому поводу вышли из своих изб: кто-то направлялся на базар, другой шел на крестины ребенка. Отправились они неведомо куда, шли до наступления сумерков. Опомнившись, что наступила ночь, свалили беду на лешего.
Крестьяне присели отдохнуть, но дискуссия разгорелась заново, дело дошло до рукоприкладства. Вторило эхо, и стали беспокоиться зверье: корова замычала, а лиса перепугалась и сбежала. И порешили собеседники, что надобно набрать провизию в виде хлеба, водки, огурчиков, чтобы можно по Руси отправиться в путешествие. Завидуют мужики птенцу, выпавшему из гнезда. Дескать, рука мужицкая может его задавить, но нет у нее крыльев как у этого птенчика, чтобы летать и видеть, чем живёт Русь.
К путникам подлетела певчая птаха пеночка с просьбой отпустить ее птенца на волю. За это она может дать выкуп: все, что пожелают мужчины. После их согласия пеночка указала место в лесу, где зарыта коробка. В ней лежит скатерть-самобранка, заговаривает на них одежду, чтобы не было сноса. На прощание птица предупредила странников, что еды они могут просить от скатерти вдоволь, но водки не больше одного ведра в день. Спутники идут в лес, где находят эту скатерть. Компания устраивает пир и решает, что не вернется домой, пока не поймут, кому живется счастливо и вольготно.
Первые попытки найти «везунчиков»
Попадающиеся по дороге крестьяне, нищие, солдаты вид имели удручающий, и путники даже не спрашивали, счастливо ли они живут. Лука насмелился спросить попа: «Сладка ли жизнь поповская?» На что святой отец задумался и ответил: «Роптать на Бога грех». Он описал свою жизнь и посоветовал странникам самостоятельно решить вопрос, насколько счастлива доля священника.
Бедняцкая доля
Из песен народные истории берутся, краткое содержание позволяет получить представление о нелегком быте крестьян.
Попадая на пир в село Вахлачино, путники слышат песни крестьян:
- Барщинная.
- Голодная.
- Солдатская
- Солёная.
Одновременно слышат пересказы историй о крепостном времени. В описании этих событий нет ничего хорошего. Тяжелая жизнь и трагическая смерть холопа Якова вызывает на глазах слезы.
О двух грешниках узнают мужики от божьего странника Ионы Ляпушкина. Разбойник Кудеяр долго замаливал грехи, но отпустил господь только после того, как он в состоянии аффекта своими руками прикончил пана Глуховского, отличавшегося жестокостью.
Еще один персонаж с тяжким грехом— Глеб, являющийся старостой. Ради денег он скрывал последнюю волю покойного адмирала, который решил дать вольную своим крестьянам. Предательство не прощается Богом.
Песня о голоде, постоянном желании бедняков что-то съесть, говорит о тяжкой жизни крестьян.
В песне «Соленая» говорится об отсутствии в семье бедняка соли. Ребенок не хочет есть такую еду. Когда на хлеб падают материнские соленые слезы, дитя его съедает.
К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он считает главной своей целью — добиться хорошей жизни крестьян. Читательские симпатии на его стороне. В народных песнях Гриша просит у Бога свободы и света. Семинарист считает, что придет день, когда на Руси будут петь благие песни, все будут счастливы. Парнишка любит родное село и верит, что его мечты и замыслы сбудутся.
Но странники не слышат, как поет Гриша о русской земле. После таких слов они бы поняли, кому живется весело, вольготно на Руси и смогли отправиться по своим домам, понимая, что нашли того счастливчика. Появление таких народовольцев, как Григорий, вселяет веру, что Русь поднимется с колен рабства, и народ заживет счастливо.
На этом поэма Некрасова обрывается. Но вчитываясь в неоконченные главы, читатель может узнать, о тяжелой жизни народа в послереформенной Руси.
Главная мысль
Произведение служит своеобразным дневником жизни русских крестьян в позапрошлом веке. Народ на Руси терпеливый и крепкий, но почему-то счастье обходит его стороной.
Ценности настоящего счастья того времени не менее актуальны сейчас. Для этого должна быть крепкая и дружная семья. Работа должна приносить радость и доход. В жизни важно ощущать себя уважаемым и достойным человеком.