Толкающие прогресс трудолюбивые предприниматели и дворяне-бездельники, транжирящие состояния, которые достались по наследству — тема противостояния двух классов российского общества волновала писателей и драматургов второй половины XIX столетия. Эта проблема рассматривается в пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги». Краткое содержание произведения знакомит с сюжетом комедии.
Родоначальник русского театра
Писатель и переводчик, поэт и драматург А. Н. Островский (1823—1886) посвятил жизнь развитию русского театрального искусства. Александр Николаевич написал 51 драматическое произведение. Первой публикацией стала комедия «Свои люди — сочтёмся» (1850), а на сцене дебютировала пьеса «Не в свои сани не садись» (1853).
Островским заложены основы современной драматургии и концепция сценической постановки. Новаторские идеи продвигались в «Артистическом кружке» и «Обществе драматических писателей». Нередко автор выступал в роли режиссёра-постановщика, как это было в случае с комедией «Последняя жертва» в Александринском театре.
При анализе творчества Островского литературоведы условно делят драматургию писателя на четыре категории:
- Эпизоды из жизни купечества.
- Представление народного быта.
- Сцены из мира чиновников невысокого ранга.
- Пьесы о зарождающемся классе предпринимателей.
Комедия «Бешеные деньги», которая относится к четвёртой группе созданий А. Н. Островского, закончена в конце осени 1869 года. Первоначальное название «Коса на камень» драматург поменял на «Не всё то золото, что блестит». В 1870 году во втором номере журнала «Отечественные записки» пьеса напечатана под заглавием «Бешеные деньги».
Легко нажитое легко тратится
В начале второго действия Надежда Антоновна получает письмо от мужа, в котором тот жалуется, что хозяйство терпит убытки, имение поставлено на продажу и требуется выплатить долг в 30 тыс. рублей. Вместе с тем выясняется, что приданое Лидии Юрьевны потрачено женщинами на наряды и развлечения. О материальных затруднениях Чебоксарова рассказывает Кучумову. Григорий Борисович обещает помочь.
После ухода старика мать сообщает дочери о тяжёлом финансовом положении, в котором они оказались. Лидия, привыкшая тратить деньги без счёта, готова выйти замуж за любого богатого жениха. Слуга объявляет о приходе Телятева. Пожилая дама оставляет молодых людей одних.
Коса нашла на камень
Финальное действие проходит в прежней квартире Чебоксаровых, только теперь обставленной новой мебелью. Лидия и Надежда Антоновна вернулись к роскошной жизни, несмотря на то, что никто из обожателей молодой женщины денег не даёт.
Приехал Кучумов, который неделю назад вместо обещанной крупной суммы выделил только 613 рублей. И теперь, когда речь заходит о деньгах, Григорий Борисович пользуется отговорками. Лидия прогоняет болтуна.
Молодая дама обращается за помощью к Телятеву. Но дворянин сам задолжал 300 тыс. рублей и со дня на день ожидает заключения в долговую тюрьму. Иван Петрович объясняет Лидии Юрьевне, что богатым считается лишь тот, кто умеет зарабатывать деньги, а не с размахом тратить состояние. Таковым является Савва Геннадич.
Василькова просит денег у Глумова, который нанялся личным секретарём к состоятельной даме. Женщина тяжело больна, и медики предполагают, что пациентка не проживёт больше года. Егор Дмитриевич надеется завладеть состоянием госпожи, но теперь ничем не может помочь Лидии Юрьевне.
Дочери Чебоксаровой становится плохо. Она просит позвать мужа, который живёт напротив. Дама умоляет о прощении и хочет вернуться к нему. В ответ предприниматель предлагает жене стать у него экономкой с окладом в 1 тыс. рублей. Только после того, как женщина научится управлять хозяйством, Савва Геннадич позволит сопровождать его в светском обществе. Преодолевая гордыню и унижение, Лидия Юрьевна соглашается.
Краткое содержание передаёт лишь сюжет комедии «Бешеные деньги». Википедия предлагает только список персонажей, небольшой критический очерк и краткую информацию о написании произведения и сценических воплощениях пьесы. Прочтение полного текста сочинения А. Н. Островского позволит в полной мере насладиться сочным русским языком.