В произведениях Гоголя главные герои, как правило, предстают перед читателем вполне сформировавшимися личностями, имеющими устоявшуюся жизненную позицию и занимающими определенное социальное положение. О прошлом если и упоминается, то в качестве необходимых пояснений. В поэме «Мертвые души» детство Чичикова автор описывает без назойливых подробностей, но не упуская моментов, ставших отправными в судьбе главного героя.
Семья и домашнее воспитание
Родился Чичиков у обедневших дворян, имеющих в услужении всего лишь одну семью крепостных. Какой была его мать и как звать ее, остается неизвестным, словно ребенок был исторгнут в мир самой «кисло-неприютной» жизнью, навечно поселившейся в «маленькой горенке». И только реплика дальней родственницы, которая помогала при родах и почему-то думала, что ребенок должен «пойти в бабку» по материнской линии, доказывает, что Чичиков был зачат, выношен и рожден естественным образом.
Отношения с учителем и учениками
Способностью к наукам маленький Чичиков не отличался, однако сразу сообразил, что классный наставник хорошее поведение ставит выше остроты ума. Присовокупив к безмолвному и неподвижному сидению на уроках опрятность и расторопную услужливость, с которой он подавал в конце занятий учителю «треух», Павлуша снискал расположение начальства.
Мальчик обладал практичным умом и способностью ограничить себя во всем. Он не только не угощал одноклассников, как заповедовал ему отец, но и принятое от них угощение мог продать им же, безо всякого смущения и укоров совести. Имеющиеся деньги маленький Чичиков пускал в прибыльный оборот. Покупал еду на рынке и продавал голодным одноклассникам по цене «сообразной аппетиту».
Следует отметить, что Павлуша не был вовсе лишен талантов, зачатки которых были использованы в практических целях и совершенно неразвиты и забыты, как не отвечающие главной жизненной цели. Мальчик слепил восковую фигурку снегиря, выкрасил ее и продал, причем «очень выгодно», что свидетельствует о хорошем качестве поделки. В другой раз он потратил 2 месяца на дрессировку мыши, научил ее по приказу ложиться и вставать на задние лапки, а потом удачно сбыл с рук.
Когда вырученных денег скапливалось до пяти рублей, Чичиков зашивал их в мешочек. По выпуску из училища он имел на руках:
- аттестат, удостоверяющий успешное постижение «всех наук»,
- книгу, подаренную за прилежание и благонравие,
- собственные денежные накопления и средства, полученные за продажу «дворишка» и «землицы», доставшихся в наследство.
Это все, что рассказывает автор о детстве героя в поэме «Мертвые души». Воспитание Чичикова, если принимать за этот процесс совокупность неизбежных внешних обстоятельств и влияний, закончилось.
Итоговая характеристика: «Надул, Павлуша», — вынесенная бывшим наставником, оказавшимся в бедственном положении и материальная помощь которому не входила в планы его «благонравного» воспитанника, стала вектором, определяющим дальнейшую жизненную позицию героя.
Важность экскурса в детство героя
Изучение в школе литературного наследия Гоголя включает все этапы творческого пути русского классика, высшей точкой которого принято считать «Мертвые души». Нельзя считать случайным отступление автора к детству героя, о котором рассказывается в заключительной одиннадцатой главе. Здесь дается не только представление о происхождении Чичикова, но кратко и четко описывается скупая и «мутная» атмосфера, в которой воспитывался мальчик:
- Павлуша с рождения лишен материнской заботы и ласки.
- У него нет друзей.
- Отец необычайно строг и раздражителен.
- Вместо детской сказки, ему вбиваются моральные правила, которые неприменимы в окружающих реалиях, а потому бессмысленны и бесполезны.
- Последнее благословение отца отправляет ребенка на путь лицемерия, недоверия и алчности.
В характере первого своего начальствующего, ставящего смирное и угодливое поведение выше умственных способностей, Чичиков встречает подтверждение словам родителя. Учитель гораздо ближе и понятнее Павлуше, чем сверстники. В первом повторяются знакомые черты отца — авторитарность и нетерпимость к нарушению норм поведения, возведенных в абсолют. Интересы одноклассников для него далеки, как что-то новое и несовместимое с его пониманием основ жизни.
В школьном сочинении по гоголевской поэме любая тема непременно пересекается с образом Чичикова, будь то краткий анализ эпизода или характеристика действующих персонажей. Все преломляется через призму внутреннего восприятия главного героя, с проекцией обычно нелестной как для предмета исследования, так и для самого Чичикова.
Отступление к годам детства и ранней юности позволяет понять проблемы личности, лишенной тех привилегий, что дает человеку пора жизни, которые многие почитают лучшей.