Краткий анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дума»

Среди своих потомков Михаил Юрьевич прославился не только работой о свободолюбивом молодом человеке и любовной лирикой, но еще и серьезными философскими творениями о наболевших вопросах. Одним из таких является стихотворение Лермонтова «Дума». Анализ произведения будет полезен ученикам девятых классов при подготовке к уроку литературы.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Дума»

История написания

«Дума» — одна из сильнейших работ Лермонтова. К созданию этого стихотворения автор приступил в 1838 году. Михаил Юрьевич жестко описывает поколение 30-х годов, погрязшее в безразличии и нигилизме. Спустя год литературный шедевр был напечатан в издании «Отечественные записки», а в 1840 вошел в цикл произведений, который был опубликован при жизни писателя.

Написанию произведения предшествовало знакомство поэта с бывшим декабристом. Действие происходит на Кавказе в период первой ссылки автора: мужчину поразила твердость и верность собственным принципам нового товарища. Последний отличался от сытого и безразличного окружения Лермонтова. Такой контраст подтолкнул Михаила Юрьевича к выражению своих мыслей в поэтической форме. В результате появилось глубокое и правдивое стихотворение.

Жанр, композиция и направление

Изучают анализ стиха «Дума» Лермонтова

Изучая анализ стиха «Дума» Лермонтова, нельзя не упомянуть о его композиционной структуре. Произведение состоит из пяти строф, которые не отличаются особой связью. Она достигается посредством тематической целостности. Повествование происходит от второго лица, автор относит себя к пропавшему поколению, видит печальные симптомы не только в других, но и в себе. Подобная откровенность подкупает читателей, вызывая лишь жалость.

Произведение трудно отнести к какому-то определенному жанру. В стихотворении мастерски комбинируются сатира и элегия. Последняя проявляется в размере работы. Лермонтов создал «Думу» шестистопным ямбом. Объем строф прибавляет литературному творению грузности.

Выразительные средства

Различные тропы были использованы Лермонтовым в «Думе». Средства выразительности придают строкам мелодичность, позволяют увидеть глаза лирического персонажа, которые полны равнодушия и тоски. Стилистические приемы, которые применил автор в своей работе:

Стих «Дума»

  1. Метафоры — неотъемлемая часть большинства литературных работ. В каждой строфе продемонстрированы необычные речевые обороты, скрытые сравнения. В первом восьмистишии персонаж описывает преемственность поколений и негативное воздействие на молодых людей опыта предков. Затем герой сравнивает существование с пиром «на чужом празднике жизни». В этом словосочетании выражается равнодушие и отсутствие стремления к любой деятельности.
  2. Анафора — еще один прием для придания монотонности звучания. В предпоследней строфе лирический персонаж доведен до крайней степени отчаяния.
  3. Эпитеты играют очень важную роль в произведении. С их помощью персонаж выражает презрение к прошлому и настоящему — «бесполезный клад», «толпой угрюмою», «презренные рабы».

Литературные и стилевые нюансы, присущие творчеству Михаила Юрьевича, делают стихотворение настоящим образцом философской лирики. Лермонтов затрагивает острые социальные проблемы, которые актуальны для детей и взрослых.

Образ лирического персонажа, посыл и основная мысль работы направлены на пробуждение в читателях желания перемен, чтобы жизнь не промчалась тускло и бессмысленно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: