Проблема отцов и детей родилась с появлением человечества, имеет место в настоящем и будет существовать вечно. Это закономерное явление, с которым в свое время сталкивается каждый. Неспроста этот вопрос освящается в кинематографе, литературе, искусстве и других сферах деятельности. В старших классах каждой школы ученики пишут итоговое сочинение «Почему разные поколения не понимают друг друга». Размышления на эту тему помогают подросткам понять причину конфликтов со взрослым поколением. А когда они вырастут, им будет проще взаимодействовать с собственными детьми и людьми старшего возраста.
Дети и родители
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» демонстрирует вечный конфликт: «Отцы» не хотят изменений, предпочитая консерватизм и стабильность. «Дети» борются за новизну и реформы. Первые опираются на свой житейский опыт, вторые руководствуются порывами души — чувствами и эмоциями. И такое явление прослеживается буквально во всех сферах общества: дома, на работе, в политике, искусстве и т. д.
Рассмотрим конфликт поколений на примере детско-родительских отношений. Первые стычки в семье появляются, когда ребенок достигает переходного возраста. В этот период начинается становление ребенка как взрослой личности посредством психологического отделения от родителей (сепарации).
Подросток начинает выстраивать свои границы, обращаться к себе с вопросами «кто я?» и «чего хочется именно мне?» И почти всегда оказывается, что его желания и интересы не совпадают с желаниями и интересами, навязанными родителями.
В жизни проблема поколений в семье выглядит примерно так:
- защищая, отстаивая свое внутреннее пространство, дети переходного возраста изо всех сил демонстрируют взрослым свою индивидуальность. Ребенок становится агрессивным, нередко делает что-то назло, начинает носить броскую одежду и др.,
- Часто действия детей принимают гипертрофированную форму: это происходит, когда родители начинают подавлять самовыражение отпрыска. Такое поведение называется бунтующим. Чем большее давление оказывается на ребенка, тем ярче он будет сопротивляться. Это необходимо, чтобы выстроить и укрепить свои границы, стать психологически независимым индивидом, личностью.
Если ребенку удается отстоять себя, свое «Я», то далее он превращается в самостоятельного взрослого, несущего ответственность за свою жизнь. Это именно те люди, которые впоследствии являются участниками конфликта между поколениями.
Подавленные же, сломленные родителями подростки вырастают инфантильными личностями. Их «Я» было подавленно: они остаются послушными, удобными девочками и мальчиками, которые никогда не будут иметь свое мнение и уважать старших просто за то, что они старше, правы они или нет.