История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Прекрасная пора увядания природы воспета многими русскими поэтами, с творчеством которых знакомятся в школе. Изучение произведений обогащает внутренний мир и расширяет кругозор учеников. Над анализом стихотворения Лермонтова «Осень» ребята работают в пятом классе. Справиться с заданием помогает знакомство с содержанием литературного труда, его разбор и самостоятельная оценка.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень»

История создания произведения

В раннем творчестве Михаил Юрьевич постоянно обращался к теме русской природы. Исследователи полагают, что поэт стремился оттачивать мастерство стихосложения, поскольку в старшем возрасте пейзажная лирика его не интересовала. Взрослый поэт кратко подчеркивал, что любование окружающим миром — удел романтичных натур, которые не сталкивались с суровой правдой жизни.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Ранняя поэзия автора интересна отождествлением настроения лирического героя и описываемых им перемен в окружающей среде. Используя образный параллелизм, он представлял природу важным действующим лицом. Осень пробуждала в его одинокой меланхоличной натуре чувство единения и восторженный трепет.

Стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели» написан в 1928 году. Автору в это время было только четырнадцать лет, он обучался в пансионе и еще не определился в жизни. Друзья по учебному заведению отмечали, что юный Миша был задумчив, часто ходил с книжками и при любой возможности читал. Свободные часы он проводил уединенно, посвящал стихосложению. По поводу существующего стихотворения у современников есть два мнения:

  1. Текст произведения не завершен. К этой позиции склоняются создатели «Лермонтовской энциклопедии». Поводом так считать было отсутствие листа с автографом автора.
  2. Полное произведение не сохранилось. Вероятно, Лермонтов самостоятельно вырвал лист с финалом. Скорее всего, что-то в тексте не понравилось поэту.

Лермонтов строго относился к своим работам. Для первого сборника он выбрал несколько ярких поэм и памятных лирических миниатюр. Стих «Осень» оказался в их числе. Он написан простым языком, без замысловатых фраз и таинственных образов.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная. Оно воспринимается на одном дыхании, позволяет читателям ярко представить все, что хотел сказать автор. Опорные слова произведения — «поникли», «тускл», «мрачную», «не любит». Они формируют эмоциональный фон произведения и создают тягостное ощущение потери, о которой автор предпочел умолчать.

Выполненные школьниками рисунки к стихотворению Лермонтова «Осень» позволят более точно представить настроение автора во время написания произведения. Они дополнят анализ и позволят выразить собственное отношение к работе юного поэта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: