Характеристика профессора Преображенского в «Собачьем сердце»

Филипп Филиппович Преображенский — один из главных героев знаменитой фантастической повести Михаила Булгакова, врач, проводящий смелые эксперименты в сфере трансплантации. Правда, мало кто знает о том, что у этого персонажа был вполне реальный прототип — известный гинеколог, проживавший в Москве, на углу Пречистенки. Автор относился к этому человеку с огромным уважением, а потому его характеристиками наделил профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

Прообраз персонажа

Лицом, сыгравшим столь важную роль в создании повести, был Николай Михайлович Покровский — известный гинеколог и родной дядя Михаила Афанасьевича. Он работал по специальности в Москве, где делил квартиру в Обуховом переулке со своим братом Михаилом (к слову, личным терапевтом патриарха Тихона), и, подобно самому Преображенскому, был закоренелым холостяком. Сходство героя с прототипом проявляется и в некоторых других нюансах:

Николай михайлович покровский дядя булгакова

  • Как и Николай Михайлович, Филипп Филиппыч был потомком протоиерея, а потому носил фамилию, характерную для духовенства. Преображенский — это отсылка к православному празднику Преображения Господня, тогда как Покровский — производное от Покрова Пресвятой Богородицы.
  • Булгаков, часто бывавший в гостях у любимого дядюшки, хорошо запомнил расположение комнат и описал в повести настоящий интерьер квартиры, добавив только операционную, которой не было в жилье гинеколога.
  • Судя по свидетельствам современников, внешность и повадки Преображенского были практически полностью списаны с прообраза: доктор Покровский имел такие же пышные усы, отличался привычкой раздувать ноздри, будучи не в духе, и частенько напевал незатейливые мелодии.

Хирург активно изучает возможности человеческого организма и проводит смелые эксперименты в сфере омоложения. В ходе одного из них он пересаживает бездомному псу Шарику гипофиз и семенные железы Клима Чугункина — отъявленного пьяницы и люмпена. Опыт даёт весьма неожиданный эффект — собака не омолаживается, а превращается в человека, сохраняя при этом все худшие черты донора.

Личность, получившая документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, остаётся жить в квартире профессора, однако мирного сосуществования у них не выходит — уж слишком грубым и невоспитанным оказывается созданный доктором гражданин. Сложившаяся ситуация приводит к неразрешимому конфликту, и Преображенский видит только один выход — повернуть всё вспять, сделав Шарикову ещё одну операцию.

В итоге Полиграф Полиграфович вновь превращается в собаку, и жизнь московского хирурга возвращается в прежнее русло.

Мотивы поступков

Отношение булгаковедов, литераторов и историков к поступкам Преображенского, как правило, неоднозначное. Так, Евгений Яблоков утверждает, что в научной среде распространено ошибочное восприятие образа профессора и даже сочинение для него некоторых характеристик, искажающих авторскую задумку. В своей статье Яблоков опровергает устоявшиеся тезисы и объясняет некоторые поступки хирурга-экспериментатора:

Шарик после операции

Пес шарик

  • Хотя принято считать, что основной целью пересаживания органов было стремление очеловечить собаку, на самом деле предполагалось, что Шарик всего лишь омолодится. Знаменитый врач не хотел рисковать, ставя эксперимент на ком-либо из пациентов, почему и выбрал пса в качестве первого подопытного.
  • Поскольку Преображенский был инициатором событий, ответственность за последствия принято возлагать исключительно на него. Однако это не совсем правильно, ведь Полиграф Полиграфович не был ни несмышлёным ребёнком, ни даже юношей, и вполне отдавал себе отчёт в том, что делает. Кроме того, вина за происходящее в какой-то степени лежит на Борментале, охотно согласившемся ассистировать во время первой операции и ни разу не попытавшемся отговорить доктора от необычного опыта.
  • Многие источники утверждают, что эксперимент профессора резко осуждается автором произведения, как тоталитарный и направленный против природы. Но Булгаков сам был врачом, стремившимся в первую очередь помочь пациентам — очень сомнительно, что он стал бы осуждать коллегу, желающего продлить жизнь людям и сделать их существование максимально комфортным.

Роль в кинематографе

За экранизацию повести «Собачье сердце» рискнули взяться всего два режиссёра: итальянец Альберто Латтуада и россиянин Владимир Бортко. Первый из них снял в 1976 году по мотивам произведения фильм под названием «Почему лает господин Бобиков?», отдав главную роль шведскому актёру Максу фон Сюдову. Это кино оказалось не слишком успешным, не удостоилось никаких наград и не снискало мировой популярности.

Владимир бортко режиссер

Двухсерийный фильм Бортко вышел на экраны в 1988 году и вначале получил целый шквал жесточайшей критики, а спустя два года обеспечил Владимиру Бортко Государственную премию имени братьев Васильевых. Вместе с режиссёром награды удостоились исполнители главных ролей — Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников. Кроме того, экранизация заняла почётные места на нескольких кинофестивалях, стала известна далеко за пределами СССР и впоследствии послужила основой для множества мемов, гуляющих по просторам интернета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: