Характеристика и анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

К поздним творениям М. Ю. Лермонтова относят стихотворение «Листок», которым очарованы многие литературные критики, даже В. Г. Белинский. Это произведение изучают шестиклассники. Чтобы было легче подготовиться к занятиям, советуем в соответствии со схемой, провести сжатый анализ поэтической композиции, написанной автором незадолго до гибели. Делая краткий анализ стихотворения Лермонтова «Листок» при написании сочинения на уроке литературы, стоит разобрать его по плану.

Стихотворение Лермонтова «Листок»

История написания

Стихотворение датировано 1841 г., когда Лермонтов вернулся из отпуска на Кавказ. Последние произведения автора тесно переплетаются с жизнью поэта. Его все чаще посещают мысли о смысле жизни, и он переносит их на бумагу, оформляя в стихи.

Проводя в 6 классе анализ стихотворения «Листок» Лермонтова, нужно сказать, что за основу произведения Михаил Юрьевич взял одноименное творение французского поэта А. В. Арно. Поэт адаптировал его под правила русского языка, пририсовал немного новых образов, дописал несколько строф, изменил размеренную организацию композиции своего соратника по перу. Лишь через 2 года после создания, стихотворение увидело свет в издании «Отечественные записки».

Концепция, сюжет и тема

Стих «Листок» можно истолковывать как в буквальном, так и в фигуральном значении. Следовательно, в нем просматривается 2 темы: жизнь героя, заброшенного судьбой в чужой край, где он ощущает себя покинутым, изолированным от общества и «похождения» дубового листа, оторвавшегося от ветви. Автор призывает побудить читателя задуматься и положить конец своим горестям, что и выражает в основной мысли произведения.

Листок дуба

Фабула их сводится к тому, что нелегко отыскать общие интересы и принципы в сообществе, где ты не похож на других. Поэт описывает, какова история листка-странника, а именно простого человека, доходы и положение его не превышают среднего уровня, не признают в высшем обществе.

В основе стихотворения — доля покинутого всеми, взволнованного героя. Лист отождествляет изгоя, подобный образ широко использовался в литературе в конце XVIII — начале XIX вв. Главная тема произведения, которое считается философской лирикой — это изыскание умиротворения и взаимопонимания в обычной жизни.

О том, что творение имеет налет автобиографичности, указывает тот факт, что листик движется к югу (для автора это был кавказский край). А также то, что в путешествие он пустился не по собственному желанию, а его гонит свирепый бриз. Вот как драматизм жизни листка передает актер: в стихе он изображает трагедию одного человека, пребывающего в дальнем краю, изолированного от дома.

Произведение повествовательное, в нем рассказана эпопея путешествующего далеко от дома листа. В основе сочинения конфронтация ведущих образов — чинары и дубового листа. Усиливают их разноголосица: лист — пожелтел и высох, дерево — полно жизненных сил, он — несется по свету, платан — стоит на месте, он — весь покрылся пылью, чинара — безупречно чиста, а ее корни омывают морские волны.

Средства выразительности

Произведение приобретает изумительное мелодичное звучание и передает печальное настроение героя посредством такой конструкции, как ассонанс — дубляж гласных звуков «а» и «о». Оно пропитано средствами художественного красноречия:

Печальное настроение героя

  • определениями для большей экспрессии (родимые ветви, море студеное, чинара молодая, жестокая отчизна),
  • словами, употребляемыми в переносном значении (без сна завял, без тени усох),
  • олицетворениями (ветер шепчет, докатился до Черного моря, ласкает зеленые ветви, приюта молит).

Немаловажную роль в произведении играет интонация. Благодаря ей, речь героев становится более выразительной, она тонко передает их эмоции. Иногда душевные переживания героев автор передает с помощью аллитерации. К примеру, сиротство и замешательство листика передается словами с согласным «р».

Проведение анализа

Для грамотного построения сочинения, посвященному анализу стихотворения «Листок», необходимо составить план. Такая тактика поможет последовательно изложить мысли и избежать повторов:

Составление конспекта

  1. Первая часть — небольшое введение, раскрывающее историю написания стихотворения, а также период творчества автора, в который было создано произведение.
  2. Следующий этап — необходимо, сосредоточившись, прослушать текст, проникнуться чувствами, настроением, производимым творением на слушателя. Во время чтения нужно голосом передать все тонкости и глубину чувств и событий, поэтому декламировать следует с интонацией и выразительно.

Литературные критики подробно проанализировали особенности произведения, поэтому можно составить конспект-перечень источников. Также желательно выписать идеи и основные мысли, которые впоследствии рекомендуется использовать во время работы над сочинением. Основное правило — не переборщить с цитатами, их не должно быть слишком много, отбирать следует лишь содержательные, писать кратко, емко.

Выбирая образные средства, нужно делать упор не на количество, а на качество. Вписывать все стоящие в ряд прилагательные, выдавая их за эпитеты, недопустимо. Достаточно привести 2−3 самых захватывающих из них, которые действительно иллюстрируют значимые идеи поэта, чем простое перечисление.

При написании сочинения необходимо апеллировать не только к исследованиям литературных критиков, опираясь на их теоретическую базу, следует выражать собственные размышления и соображения относительно прочитанного стихотворения. Только так можно создать образцовый анализ произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: