Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — классика русской литературы, поскольку многие ее цитаты и мысли актуальны в наши дни. Она отображает в сатирической форме горькую участь простого народа, невежество и необразованность дворянского сословия. Заметной фигурой в произведении выступает госпожа Простакова, характеристика которой позволяет составить словесный портрет героини и написать сочинение о ней.
Происхождение и мировоззрение
Автор не приводит подробного описания внешности героини. Она воспитывалась в дворянской семье, которая не пользовалась уважением в среде аристократов. Не получив в молодые годы образования и не зная о хороших манерах, она не является загадочной личностью или дамой с глубоким внутренним миром.
Ни одно событие в «Недоросли» не проходит без участия Простаковой. Драматург знакомит читателей с этим персонажем в начале пьесы. Первое, что бросается в глаза, — грубость героини. Она бранит портного Тришку, называет его «скотом, воровской харей и болваном». Являясь хозяйкой дома и женой помещика, она держит под контролем крепостных и домочадцев, решает хозяйственные дела.
Уклад в поместье организован деспотичной дамой так, что даже муж не смеет ей перечить. Единолично распоряжаясь делами, она убеждена в незыблемости своих дворянских прав. Без размышлений она наказывает или милует подвластных людей. Родственники и члены семьи Простаковой, с которыми знакомится читатель пьесы:
- Супруг. Дворянин с «говорящей» фамилией, простак и глупец, подкаблучник. Его зовут Терентий. В Византии так величали помощников художников. Так и этот второстепенный персонаж рассказа не является хозяином своего дома, а лишь подкаблучником. Его желания игнорируют, как мужа и отца не уважают.
- Митрофан. Сын четы Простаковых, недоросль. Воспитан матерью в таком же режиме, как и ее растили в детстве. Не знает разницы между невоспитанностью и приличием, незнаком с чувством уважения, стыда. Эгоистичен и жесток.
- Тарас Скотинин. Брат героини, которого можно охарактеризовать как жадного и грубого помещика, живущего по нормам домостроя. Считает, что вправе распоряжаться крестьянами по своему усмотрению — забирать у них последнее, бить без причины, создавать невыносимые условия существования. Обожает свиней и мечтает купить их как можно больше, для чего планирует выгодную женитьбу.
Опыт детства
Истоки невежества Простоковой нужно искать в детстве. Она и ее брат столкнулись с неправильным воспитанием. Чудом выжив в дворянской семье, где по недосмотру погибло шестнадцать братьев и сестер, они стали свидетелями грубости и жадности отца. Будучи обеспеченным, он не желал тратиться на обучение детей. Считал любые науки вредными, грозился проклясть сына и дочь, если они начнут обучение.
В разговоре со Стародумом помещица кратко уточнила, что ее отец хоть и не был обучен грамоте, но сумел нажить и сохранить богатство. В должности воеводы он принимал челобитчиков, сидя на сундуке. После каждого приема в него попадало что-нибудь ценное. Будучи скрягой, он так и умер на сундуке с деньгами.
Речь Простаковой подчеркивает необразованность и невоспитанность. Коверкая слова, она выглядит жалкой. В лексическом запасе дамы отсутствует слово «первый». Его заменяет «первоет». Вместо «еще» говорится «еща», «деушки» — это «девушки», а «еография» — «география». Однако есть в речи и литературные обороты, например, фраза во время обращения к Стародубу — «гость наш бесценный».
Отношение к близким людям
Простаковой не дано умение ладить с окружающими. Негатив в первую очередь касается крепостных и супруга, которого властная дама не считает за человека. Для нее он такой же подневольный, поэтому помещица не стесняется в выражении недовольства в его присутствии.
Из прислуги больше всего достается няне Еремеевне. Жестокая хозяйка ругает ее за все подряд чаще других, не замечает попыток во всем угодить. Вознаграждением за добросовестную службу являются оскорбления («старая ведьма», «собачья дочка»).
Единственной любовью героини остается сын — 15-летний подросток Митрофанушка. Воспитывая его в системе собственных ценностей, властная особа не понимает, что губит ребенка. Все вокруг замечают, что растет лодырь и невежа, однако боятся сказать об этом его матери. Она же считает, что любые знания портят человека.
Понимая, что нужно быть не хуже других дворян, помещица нанимает сыну учителей, но его обучение напоминает фарс. Занимаясь почти 4 года, подросток так и не смог освоить элементарных знаний. Причина кроется в том, что мать не настаивает на этом, наоборот, внушает, что если ученье опасно для его головушки, тогда лучше не усердствовать и жить по-старому.
Как и другие домочадцы, Митрофанушка находится под контролем властной матери. Он лишен свободы в действиях и выражении эмоций. Мать решает, что и как ему делать, но не заставляет главного — упорно учиться и трудиться.
В истории пьесы важную роль играет воспитанница Софья. Наследница небольшого поместья рано осталась сиротой и с тех пор жила на попечении семьи Простаковых. Положение ее было бесправным, помещица относилась к ней так же, как и к остальным людям, — с пренебрежением. Суровая дама вынашивала планы выдать девушку замуж за Скотинина, который желает обогатиться и расширить поголовье свиней за счет Софьиного наследства.
В противовес Митрофану девушка является образованной, скромной, хорошо воспитанной. Она умеет трудиться и знает себе цену. Появление ее дяди Стародуба с крупным приданым меняет планы Простаковой. Теперь она видит женихом Софьи своего сына. Чувства и желания молодых ей неинтересны, а появление жениха девушки (Милона) ничуть не смущает.
Помещица готова на все, чтобы женить «недоросля». Узнав о намерениях Стародума, она похищает Софью, планируя обвенчать с Митрофаном. К счастью, преступление раскрывается.
Печальная история разоблачения и расплата
Воплощением торжества справедливости в тексте комедии становится Правдин — честный и гуманный помещик. Герой прибыл из города в имение Простаковых, чтобы убедиться в злоупотреблениях помещичьей властью. Столкнувшись с бесчеловечностью хозяйки, он не собирается ее щадить. Поступив по строгости законов, он лишает хозяев их владений, поскольку никто не волен тиранствовать и бесчеловечно обращаться с народом.
Более страшным наказанием для властной особы является грубость и отвержение со стороны любимого сына. Приговор Правдина стал для нее ударом, но поддержки от Митрофана она не получила («Да отвяжись, матушка»). В финале героиня лишается чувств, ее становится на мгновение жалко. Воспитание, переданное по наследству, сделало юношу таким же бесчеловечным и грубым. Возможно, жизнь вдали от дома изменит его в лучшую сторону.
Значение образа помещицы
Характеристика госпожи Простаковой позволяет увидеть качества, присущие многим помещикам XVIII века, — двуличие, грубость, невежество, нежелание работать над собой. Выставляя их на всеобщее обозрение, автор противопоставляет Стародуба, Правдина, Софью и Милона.
Образ властной дамы не был типичен для того времени, поскольку чаще в имениях господствовали мужчины. Вероятно, этим Фонвизин старался смягчить острый смысл и антикрепостнический характер комедии. Однако ему удалось показать, как деспотично ведут себя местечковые дворяне, как много противоправного они совершают в своих небольших имениях.
Особенный трагизм ситуации в том, что она передавалась поколениям. Жадные, невежественные помещики воспитывали себе подобных, обучаясь грамоте лишь формально, по царскому указу. В своем деспотизме они доходили до крайностей. Автор пьесы наказал Простакову, которая является главным отрицательным персонажем. Однако много помещиков той эпохи так и не получили заслуженной кары за свои злодеяния.