В соответствии со школьной программой ученики пятых классов изучают произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Муму», характеристику главных героев которого нередко требуют использовать в сочинениях и читательских дневниках. Этот рассказ несколько лет после создания находился под запретом и стал доступен широкой публике лишь благодаря дипломатическому характеру автора.
История создания
Тургенев издал в 1852 году некролог, написанный на смерть Николая Васильевича Гоголя, что на то время было запрещено цензурой. Вследствие этого писателя поместили на месяц под арест, после чего сослали в деревню Спасское-Лутовиново. Там он должен был жить до «нового распоряжения» властей. В апреле — мае, пребывая под наблюдением частного пристава, литературный деятель создал свою нашумевшую повесть.
Находясь в Спасском, Тургенев сообщил издателю по фамилии Аксаков, что хочет прислать написанный под арестом рассказ. Осенью того же года произведение доставили издателю. Тот восторженно откликнулся о работе и пообещал опубликовать её. Однако этой затее не суждено было осуществиться, поскольку подготовленный к печати рассказ не пропустила цензура.
Напечатать произведение удалось в журнале «Современник» почти через год — в 1854. Тогда работа получила первый отклик в виде рапорта, подготовленного чиновником главного управления цензуры Николаем Родзянко. Он посчитал ее неуместной к печати во избежание возникновения у читателя чувства сострадания к главному герою Герасиму. После рассмотрения дела содержание произведения признали «щекотливым», а позволившему опубликовать его цензору В. Бекетову вручили предупреждение.
В дальнейшем Павел Анненков (литературный критик) попытался включить повесть в издание сочинений Тургенева. Это дало старт многочисленным переговорам, подготовке большого количества ходатайств и дипломатических рапортов, в чём приняли участие известные люди:
- писатель и критик Иван Гончаров,
- русский поэт и историк князь Вяземский,
- общественный деятель граф Мусин-Пушкин.
Основные персонажи
Стержневой идеей рассказа Тургенева является критика крепостнического строя. В нем рассказывается о постыдном для России периоде, когда господам позволялось самовольно распоряжаться судьбами людей. Однако крепостничество в те года уже отживало свой век и лишь тормозило экономическое развитие страны. Благодаря главным героям «Муму» читатель получает представление о том, как в прежние времена жили рядовые крестьяне, находившиеся под гнётом помещиков, не учитывавших желаний простых людей.
Дворник Герасим
Он является центральным персонажем рассказа. Ещё до приезда в город немой Герасим занимался тяжёлым крестьянским трудом, который, однако, доставлял ему удовольствие. Возникало ощущение, что он без помощи лошади сам вспахивал землю. Герой имел очень высокий рост и невероятно крепкую фигуру, благодаря чему выглядел как настоящий богатырь из сказки.
После переезда в Москву Герасим тяжело вживался в роль дворника, поскольку для него эта работа казалась слишком простой и скучной. Писатель сравнивал его то с быком, то с пойманным зверем, указывая тем самым на тяжесть положения.
В характере персонажа многое становится понятно благодаря описанию его каморки, в которой стояли изготовленные собственноручно предметы мебели:
- поистине «богатырская кровать»,
- очень крепкий небольшой столик,
- треногий стул, способный выдержать даже удары о землю.
То, что Герасим выступает в рассказе крепостным крестьянином, является важным аспектом в его характеристике, ведь по своему статусу он должен быть полезным хозяйке, не докучая при этом собственными желаниями. Нежные чувства героя к безропотной прачке Татьяне никаким образом не интересовали барыню. Мужчина выделил девушку из числа многочисленной дворни из-за того, что сердцем ощущал тех, кому нужна его защита и помощь.
Когда взбалмошная хозяйка разлучила Герасима с дамой сердца, он нашёл спасение в опеке над найденным щенком породы спаниель.
Дворник очень привязался к собаке, которую из-за своей немоты стал звать Муму. Когда же хозяйка потребовала избавиться от неё, герой выполнил приказ, но проявил себя как смелый и решительный человек, самовольно оставив службу в Москве и уйдя в деревню.
Дворовая любимица Муму
Муму — небольшая собачонка, которая, будучи ещё щенком, была спасена Герасимом от неминуемой гибели. Изначально она предстала перед читателем страшненькой и непримечательной. Но благодаря заботе и безграничной любви дворника она преобразилась и стала очень даже красивой собакой, совсем не походившей на дворнягу. Питомица сильно привязалась к своему спасителю, всегда бегала за ним. К тому же она была очень умной и покладистой, никогда не заходила в комнаты, где была барыня, а терпеливо дожидалась Герасима во дворе.
Собака стала незаменимой помощницей по хозяйству: охраняла инвентарь, сторожила владения по ночам, не подпускала чужих. Она никогда не лаяла попусту. К окружающим людям Муму относилась весьма лояльно и никого не кусала. Но если её пытались погладить, то увёртывалась, поскольку знала о ревности своего хозяина.
Всеобщая любимица очень хорошо чувствовала плохих людей. Такая способность сыграла злую шутку — она огрызнулась, когда барыня попыталась её погладить, отчего помещица взбесилась и приказала убрать животное со двора. В этом хозяйке помог дворецкий Гаврила, который способен был пойти на любую хитрость, лишь бы угодить сумасбродной барыне. Именно им организована свадьба Татьяны с Харитоном. Он же и собаку приказал продать подальше от хозяйского дома.
Но Муму в очередной раз проявила свою невероятную преданность, сбежав из нового жилья и возвратившись домой. Когда отчаявшийся Герасим вёл её к реке, чтобы утопить, в глазах собачонки не было страха. Малышка полностью доверяла своему покровителю. Её образ пропитан добротой и привязанностью — качествами, которые очень сложно найти в людях.
Вздорная барыня
Владелица поместья выступает в рассказе своевольной и властной женщиной с постоянно меняющимся настроением, из-за чего страдали все её подчинённые. Большинством поступков барыни руководили капризы и самодурство. Лишь ради собственного развлечения она решила выдать свою прачку Татьяну замуж за сапожника Капитона, которого таким способом пыталась отвлечь от пьянок. Но затея её не принесла положительного результата, поскольку сапожник окончательно спился и вместе с женой был отправлен в деревню с глаз долой.
Разрушила она и судьбу Татьяны, которая ещё могла быть счастливой, если бы её мужем стал Герасим. Да и для последнего такой поворот событий оказался сильным эмоциональным потрясением, с которым помогла справиться лишь забота о Муму. Однако и с ней дворнику пришлось расстаться жестоким образом, на что снова непосредственное влияние оказала барыня, не обращавшая внимания на чужие жизни.
Наблюдая за тургеневскими персонажами, можно прийти к выводу, что крепостное право имеет очень негативное влияние не только на крестьян, но и на их господ. В глухонемоте главного героя просматривается невозможность подневольных людей выразить свои мысли и быть услышанными.