Трагедия «Гамлет» заслуженно считается величайшим произведением Уильяма Шекспира. Написанная в 1600 году, эта пьеса вот уже пятое столетие подряд не теряет своей актуальности. Любовь и дружба, предательство и жажда мести, поиск себя и смысла жизни все это волнует людей в любые времена. Именно поэтому пьеса находит отклик по сей день. В ней показано множество человеческих типажей. Оценить их можно через характеристики главных героев «Гамлета».
Ключевые персонажи
В истории о принце датском насчитывается несколько десятков персонажей. Из них собственными именами выделены только семнадцать. Главные герои пьесы представлены в списке:
- Гамлет протагонист, центральный персонаж произведения, датский принц, племянник Клавдия, сын королевы Гертруды и скоропостижно скончавшегося короля Гамлета,
- Клавдий антагонист, главный отрицательный герой произведения, правящий датский король, муж королевы Гертруды, дядя Гамлета и убийца его отца,
- Гертруда датская королева, жена Клавдия, мать Гамлета и вдова его отца,
- Горацио лучший и единственный друг Гамлета, товарищ принца по учебе в университете,
- Полоний первый советник короля, отец Офелии и Лаэрта,
- Офелия возлюбленная Гамлета, дочь Полония и сестра Лаэрта,
- Лаэрт сын Полония и брат Офелии.
Характеристики героев
Чтобы лучше понять великую трагедию, вышедшую из-под пера гениального английского драматурга Уильяма Шекспира, а также разобраться в мотивах поступков персонажей пьесы, необходимо внимательнее взглянуть на созданные автором образы. Для этого стоит рассмотреть характеристики главных героев «Гамлета».
Гамлет не ставший королем
Дать полную характеристику Гамлету сложнее, чем кому-либо. Едва ли в литературе можно найти более многогранного персонажа, чем принц датский. У каждого, прочитавшего пьесу, складывается сугубо индивидуальное представление о заглавном герое трагедии. Одни им восхищаются как смелой и решительной личностью. Другие его жалеют как доброго молодого человека и тонко чувствующего философа-мыслителя, который поневоле оказался вовлечен в темные придворные интриги. Третьи же недоумевают, по какой причине история о жестоком наследнике престола, который убивает людей с легкостью палача, пользуется популярностью уже более четырех столетий.
Гамлет, действительно, смел и решителен. Но убить для него не так-то просто. Именно поэтому принц не приводит вынесенный им приговор Клавдию незамедлительно после разговора с тенью отца, в ходе которого он узнает о виновности дяди в смерти любимого родителя. Гамлет личность мыслящая и сомневающаяся. Он не начинает активных действий против Клавдия до той поры, пока окончательно не убеждается, что призрак не солгал.
Гамлет молод. Точного упоминания, сколько ему лет, в тексте пьесы нет. Но из слов могильщика, работающего 30 лет « с того самого дня, когда родился молодой Гамлет » , следует, что принцу именно 30 лет. Молодость сопровождается для него столкновением с низменным и разочарованием во всем вокруг. Первое его появление представляет читателю наследника престола, которого обуревают противоречивые чувства. Он одновременно:
- скорбит по безвременно почившему отцу,
- не находит себе места на Земле,
- изнемогает от подлости и фальши, которые видит в окружающих.
Буквально через несколько строк он открывается читателю уже с другой стороны в качестве пылкого влюбленного, заваливающего романтическими посланиями свою « ненаглядную Офелию » . Таким образом, уже в самом начале пьесы становится очевидна многогранность главного персонажа. Принц сожалеет, что самоубийство считается смертным грехом, иначе он без колебаний оборвал бы свою жизнь, но в то же самое время он клянется прекрасной девушке в любви и искренне надеется на взаимность. Дилемма « быть или не быть? » сопровождает его во всем.
До разговора с тенью отца Гамлет относится к дяде с презрением и отвращением, как к соблазнителю своей матери и кровосмесителю, но не более. После того как призрак короля открывает ему правду, принц находится на грани помешательства. Единственное, что помогает ему сохранить разум это обещание отомстить. Он отчетливо осознает, что на пути к этой цели может запятнать себя. Не желая, чтобы тень его грехов хотя бы отчасти падала на Офелию, Гамлет прощается с ней и отвергает. В попытке оградить возлюбленную от низости и подлости, которые он обнаружил в этом мире и окружающих людях, под маской безумия он советует ей стать монахиней.
Неоднократно в ходе развития сюжета принц проявляет себя как человек невероятно острого ума, а также превосходно разбирающийся в людях. Он видит всех как на ладони. Эта способность помогает ему не верить лицемерам и не подозревать искренних. Он моментально замечает фальшь Гильденстерна и Розенкранца своих друзей, предавших его. Узнав, что они, как конвоиры, сопровождают его к месту гибели, он без сожаления отправляет их на смерть.
Гертруда неверная вдова
С самого первого появления перед читателем образ Гертруды далек от безутешной вдовы, какой ей полагается быть, учитывая, что сюжет пьесы начинается, когда с момента гибели датского короля прошло немногим более месяца. Из монологов Гамлета известно, что его родители были счастливой парой и обожали друг друга. Тем не менее всего через месяц вдовства Гертруда открывает свое сердце ухаживаниям Клавдия. Вновь почувствовав себя любимой и желанной, она быстро забывает о своем горе и соглашается стать женой брата мужа.
Королева искренне изумляется, что ее сын так долго (по ее мнению) горюет о смерти отца и носит траур. О совершенном грехе Гертруда задумывается только после того, как Гамлет наглядно сравнивает перед ней отца и дядю.
Горацио верный друг
Единственный из персонажей трагедии, не предавший Гамлета ни словом, ни делом, ни даже мыслью. Горацио воплощение настоящего верного друга. Он стал свидетелем всех трагических событий, развернувшихся в Эльсиноре после смерти короля, и остался единственным выжившим из главных действующих лиц пьесы.
Приехав в Эльсинор из Виттенберга, где он учился в университете вместе с Гамлетом, Горацио некоторое время находится в стороне. Он обращает на себя внимание скорбящего друга только после встречи с призраком. Горацио активно участвует в задумках принца и во всем оказывает ему полное содействие.
Будучи по происхождению соплеменником Гамлета, т.е. датчанином, Горацио в душе чувствует себя римлянином. В последние мгновения жизни своего друга он принимает решение отправиться за ним следом. Горацио намеревается допить отравленное вино, сгубившее Гертруду, но умирающий Гамлет не дает ему этого сделать. Горацио получает от принца поручение поведать миру его историю и выполняет этот наказ.
Полоний услужливый интриган
Фанатично преданный королю Полоний видит смысл своей жизни в служении новому датскому правителю. Не дожидаясь указаний, он самостоятельно предлагает Клавдию свои услуги в качестве шпиона и даже готов впутать в придворные интриги собственную дочь.
Предостерегая Офелию от романтических отношений с Гамлетом, Полоний не столько проявляет отцовскую заботу, сколько стремится исключить возможность стать хоть в какой-либо степени неугодным королю. Ведь женитьба принца должна быть выгодной и для королевского двора, и для всего государства.
Суетливость и излишнее рвение быть полезным королю в любом деле, даже самом недостойном дворянской чести, сыграли в судьбе Полония решающую роль. Подслушивая для Клавдия разговор Гамлета и Гертруды, он выдает свое присутствие и получает от принца, принявшего его за короля, удар кинжала в сердце.
Офелия нерешительная наивность
Офелия считается самой нетипичной шекспировской героиней. Она не совершает никаких решительных поступков, не сопротивляется указам других, даже когда внутренне с ними не согласна. Она безгранично преданна своему отцу и позволяет ему и брату убедить себя, что молодой принц не вполне искренен в своем чувстве к ней.
Идя у них на поводу, Офелия отказывается от любви Гамлета, несмотря на то, что в своем сердце уже давно ответила ему взаимностью. Она соглашается стать марионеткой в руках Полония и Клавдия, тем самым подставляя своего возлюбленного под удар.
После гибели Полония от руки Гамлета разум девушки помутняется. Усугубляет ситуацию и то, что в ее душе разворачивается внутренняя борьба. Не в силах справиться с любовью к человеку, которого она должна ненавидеть как убийцу своего отца, несчастная Офелия сходит с ума. Помочь ей некому:
- отец мертв,
- брат в отъезде,
- возлюбленный отверг.
В отличие от Гамлета, который на грани безумия вернулся к здравому уму благодаря имевшейся у него цели в жизни мести за отца, Офелия не находит смысла в своем дальнейшем существовании. Поэтому когда под ней ломается ветка ивы и намокшее платье начинает тянуть ее на дно реки, она не сопротивляется, не зовет на помощь и не пытается спастись. Офелия позволила водному потоку утопить себя.
Лаэрт ослепленный горем
Появившись буквально на несколько строк в начале пьесы, Лаэрт уезжает во Францию и надолго исчезает из сюжета. Перед отъездом он наставляет сестру не принимать ухаживания Гамлета. В отличие от Полония, Лаэрт действительно беспокоится о судьбе Офелии. Он опасается, что принц просто намерен соблазнить его наивную сестру. Догадываясь, что в сердце девушки нашелся отклик признаниям в любви, он пытается оградить Офелию от влияния Гамлета.
Лаэрт снова появляется в сюжете уже ближе к финалу пьесы. Узнав о смерти отца, он спешно возвращается в Эльсинор, где обнаруживает сошедшую с ума сестру, которая его даже не узнает. Ослепленный своим горем, он идет на поводу у Клавдия, который, воспользовавшись удобным моментом, решает руками Лаэрта уничтожить ненавистного Гамлета.
Новость о гибели Офелии доводит Лаэрта до последней точки. Он думает только о мести. Совместно с Клавдием они продумывают коварный план. В ходе поединка на спор, организованного исключительно с целью убийства принца, Лаэрт ранит его отравленной рапирой. Но торжество мести было недолгим Лаэрт гибнет от руки противника. Перед смертью он раскаивается в содеянном и открывает Гамлету всю правду об их поединке по замыслу Клавдия, тем самым подтолкнув принца к решительной атаке антагониста.
Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» шедевр мировой литературы, который останется актуальным даже спустя еще много веков. Анализ персонажей и краткие пересказы сюжета, вне зависимости, на каком ресурсе они опубликованы (образовательных сайтах, Википедии и т.д.), могут помочь получить только общее представление об этом произведении.
Составить личное мнение о трагедии и ее героях можно исключительно после самостоятельного прочтения пьесы.