Между судьбой Мастера, написавшего роман о Понтии Пилате, и судьбой самого Пилата есть некая тонкая связь. Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита созданы, чтобы показать, как давно длится борьба между Светом и Тьмой. Не зря писатель столько внимания уделяет этим главам и обрабатывает для их написания огромные объемы архивов. Анализ 2 миров в произведении очень важен.
Булгаков должен был ввести в роман параллельную сюжетную линию, чтобы объяснить, насколько все взаимосвязано, как важна судьба, чувство стыда и вера. Проблема в том, что Пилат раскаивается в участии в казни ни в чем невиновного. Критик Латунский никогда бы не почувствовал укола в сердце оттого, что приговорил к литературному «распятию» собрата по перу.
Ершалаимские главы в произведении
Булгаков внутри себя постоянно спорил с Богом, не мог примириться с тем, что в мире много несправедливости. Многочисленные вопросы к судьбе и душевные раны, нанесенные писателю советским режимом, — все это наверняка оставило в нем след и пробудило образы главных героев, столкнувшихся с силами тьмы.
Но для чего автор делает вставки, описывающие казнь Иешуа, в сюжет, если главные события романа происходят в Москве — это кажется лишним, ведь можно было написать роман и без этих глав. Событийно эти миры не пересекаются. Только лишь из описаний понятно, что мир прокуратора иудеи описан Мастером в его собственном романе, который в принципе, мог и не пересказываться.
Смысл событий в Москве и Ершалаиме
Автор романа «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы обрисовывает детально и пафосно. Он описывает Великую эпоху, когда жили достойные люди, умеющие рисковать в битве, сражаться за свою правду. Здесь нет места смеху.
И также автор преднамеренно изображает беспорядки в Москве, происходящие с приездом Воланда и его свиты, в комическом плане. Ирония скрывает трагичность, которую не замечают жители города, Москвичи считают свои собственные души чем-то вторичным и не столь важным. Важным считается соблюдение государственного закона и доводы разума. Весь трагизм заключается в следующем:
- В самом начале председатель Массолита Берлиоз провозглашает — ему нужны доводы существования Иешуа. Тогда же Воланд ему возражает — никаких точек зрения не нужно, если кто-то существовал, то это ощущается сердцем, не разумом. И это трагично, потому как если в человеке нет души, тогда его можно признать угодным обществу или неугодным. И тех кто неугоден убрать любыми способами. Так произошло с Мастером, работа которого признана критиками неугодной. И нечто подобное происходит в Ершалаиме.
- Но если Иешуа свят и его гибель священна, он идет на казнь с улыбкой, зная, что гибнет за правду, то Мастер опускает руки. Он больше не борец и не жилец. Так как жизнь это и есть борьба. Мастера не пропускают к Свету. Как сообщается в разговоре между Воландом и учеником Левием Матвеем — «Мастер не заслужил Свет, а заслужил покой».
- В московском номере во время выступления людям раздают платья и деньги. Однако за всем этим наблюдает Воланд. Он видит тайные грехи и жадность москвичей. Ему не смешно от этого. Он понимает, что деньги раздать можно, а вот совесть так просто не получить.
Роли здесь распределены четко — свет не пропускает страдающего в свою обитель, а тьма не может принять к себе того, кто был готов жертвовать ради правды, пусть и не до конца. Поэтому удел Мастера на самом деле трагичен.
Это видно в фильме Владимира Бортко, его заключительная глава — это презентация трагичности удела писателя, решившегося описать евангелие, и его спутницы.