Рассмотрим, что такое парцелляция. Определение в общем понимании трактует этот приём как разбивание на лаконичные части передачи основной мысли. Задача заключается в том, чтобы придать экспрессии через отдельные конструкции. Чёткие, ёмкие, многозначительные. В коротких предложениях, которые следуют за главным, должен быть эмоциональный акцент. Цель их привлечь внимание, оживить слог, придать атмосферу.
…
Определение парцелляция в художественном тексте
Термин «парцелляция» пришёл из французского литературоведения parcelle, что переводится как «частица». Частица основной мысли раздроблена на более мелкие, как выстрел иллюстрирует в произведении намерение обратить внимание, структурировать и чётко передать состояние автора или героя. Поделив текст на мелкие смысловые единицы, достигается цель отобразить важность момента, расставив акценты на тех или иных словах. Выглядеть может конструкция по-разному, перечисление через многоточие или же с большой буквы с обилием знаком препинания — в любом виде, парцелляция призвана пробудить интонацию читающего. Язык автора в этот момент непринуждённый и живой.
Примеры парцелляции: как звучит приём в русском языке
- Он невероятно смышлёный и правда отличается от большинства сверстников, равно умных не по годам и не очень. Подавая светлые надежды. Сохраняя самообладание в кризисных ситуациях. Никому не подражая. Оставаясь самим собой. Всегда. Везде.
- Это была незабываемая ночь, которая длилась, казалось, вечно из-за невозможности сомкнуть глаз. Ночь ожидания. Раскатов грома. Грозовых мелодий. Страха.
- Как быть, когда совсем не хочется расставаться с любимыми и такими родными вещами? В них моя жизнь. Каждый вздох. Счастье. Печаль. Моя душа. Я.
Как использовать приём парцелляции в тексте
Существуют базовые фразы с привычной конструкцией, которые применяет человек для общения. Так, авторы передают свою мысль посредством слов, сотканных в предложения и целые тексты. Цель художественного повествования — произвести впечатления, захватить внимание читателя и повлиять на эмоциональную сферу. Так, в литературе видим примеры множества разнообразных приёмов, которые помогают автору овладеть словом, а через него уже чувственной сферой своего реципиента.
Парцелляция — это один из многочисленных приёмов в литературе, который помогает придать тексту окраски, эмоционально насытить предложения, чтобы расставить акценты. Примеры показывают, как автор в приёме нарочито отделяет слово от слова, как бы чеканя то, что может быть и единым организмом, придавая языку живого звучания. Совершенно несложно заметить, что точки как логические окончания ставятся там, где пунктуационно они могли бы и не стоять. Так же происходит с другими знаками препинания.
Мысли автора могут разделяться:
- точкой,
- точкой с запятой,
- тире,
- многоточие,
- риторические знаки препинания.
Перечисление действий, а, возможно, свойств или состояний зависит от основной части конструкции. Без главной уже непонятно, что это за обрывки фраз, к чему они принадлежат и не будут содержать в себе ни малейшей эмоции. Язык покажется сумбурным и нелогичным. Однако же, в комплексе представляют собой парцеллированную конструкцию. Парцеллят передаётся зависимой частью предложения.
Приём парцелляции нужен в языке и в литературе, чтобы выделить что-то, поставить акцент.
Вот пример, где применённая парцелляция меняет смысловой оттенок:
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин» – Ю. Бондарев.
Здесь в конструкции появляется смысл не простого действия, а усиленное удивление и недоумение даже. Без такого расчленения единой структуры предложения совершенно иначе воспринимался бы приведённый текст.
Так, в похожем примере мы видим этот же приём, и русский язык, словно оживает из-за дробления на части:
«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами!» – А. Приставкин.
Здесь разделение многоточием усиливает момент ожидания. Автор воплощает замысел передать идею не одной, а несколькими интонационно-смысловыми единицами. Бросает фразы, которые звучат вместе, но в то же время — это отдельные речевые обороты. Вот эти обособленные фразы в русском языке — парцелляты. Они являются зависимой частью от основной. Это отчленяемые структуры.
Рассматривая понятие «парцелляция», определение важно не путать с «присоединением». Однако, эти дефиниции в русском языке не следует идентифицировать, потому что присоединением принято считать отдельную грамматическую категорию. Она стоит за основным предложением и может звучать автономно, не предполагая нарочитого нарушения правил пунктуации, чтобы добиться эффекта впечатляющего и удивляющего. Специального авторского ударения в нем нет.