Многие его произведения автобиографичны, но этого нельзя сказать о стихотворении Лермонтова «Завещание». Анализ баллады показывает, что главный герой произведения изначально показан как некая трагичная личность с завуалированной историей жизни. При этом поэт исподволь подводит читателя к размышлениям о вещах, которые непременно важны в жизни любого человека.
Последние слова — о жизни и смерти
В последнем сражении воин получил тяжёлое ранение в грудь. Как человек мужественный, он стоически принимает известие о том, что жить осталось совсем немного. Превозмогая боль, умирающий старается высказать последнюю волю.
Речь прерывиста, но вполне доступна для понимания и даже структурирована. При этом каждая часть стиха оставляет ощущение недосказанности темы. Возможно, Михаил Лермонтов сознательно использовал это выразительное средство, чтобы подтолкнуть читателя к сопереживанию и «соавторству» в домысливании сюжета. Но от этого выразительность ничуть не пострадала.
Обида пересилила всё, и умирающий просит не щадить чувства бывшей соседки, рассказать обо всём, что с ним произошло. Объясняет столь жёсткое решение тем, что «пустому сердцу» это не страшно. И сразу же противоречит собственным словам, высказывая надежду на то, что всё-таки женщина, которая уже наверняка забыла о прошлом, теперь «поплачет», услышав известие о его смерти.
Загадка главного героя
Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.
Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.
С другой стороны, в его монологе есть и такие фразы, которые, скорее можно услышать от человека интеллигентного, а не от необразованного солдата. Чего стоит хотя бы слова о весточках родным и якобы собственной лени их писать. Невольно возникает идея об офицере, дворянине, разжалованном в рядовые.
Герой, умирая, как бы подводит итог и старается проанализировать своё прошлое. Звенящей струной в его словах звучит горечь одиночества, отверженности. Это вполне может быть отголоском темы лишнего человека, такой типичной для разочарованного поколения интеллигенции, сверстников самого́ поэта.
Параллели с судьбой М. Лермонтова
Конечно, прямого совпадения нет, но стоит вспомнить историю создания и особенно год написания этого произведения. Небольшое по размеру лирическое сочинение датировано 1840 годом. Вот теперь начинают проступать сходные моменты:
- В то же время Лермонтов опять находится на Кавказе, сосланный уже во второй раз. Шли боевые действия, да и единичные столкновения с местными абреками были не редкостью. События явно перекликаются с военной темой стиха.
- Герой произведения полагает, что его родители вряд ли до сих пор живы. У Лермонтова к тому времени не осталось никого, кроме бабушки. Мария Михайловна, мать поэта ушла из жизни ещё в 1813 году, а Юрий Петрович, отец, умер восемнадцать лет спустя.
- Тема одинокой души, сквозящая в словах умирающего воина, созвучна настроениям и мироощущению автора. Из безнадёжности одиночества и неудовлетворённости окружающей действительностью поэт видит лишь один выход. И, в принципе, не суть важно, будет ли это смерть самого́ человека или его души.
Когда баллада «Завещание» была написана, подходил к концу 1840 год. До гибели поэта на дуэли оставалось несколько месяцев: 15 мая 1941 года неумолимо приближалось.