В лирике А. Фета можно найти множество красивых описаний природы. Поэт мог не только увидеть красоту окружающего мира, но и передать ее уникальность. Анализ «Ель рукавом мне тропинку завесила» позволяет лучше понять особенности стихотворения, его тему, главную идею и средства выразительности — эпитеты, метафоры и др.
История создания
В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но им не удалось пожениться и создать семью. У мужчины было неблагоприятное материальное положение, и он не решился обрекать девушку на нищенское существование. Поэтому предложил ей расстаться. О своем поступке Фет жалел всю жизнь. Позже он узнал, что Мария сгорела при пожаре.
Поэт на всю жизнь сохранил любовь к Лазич. Он посвятил ей множество стихов, но долгое время любовная лирика не публиковалась. Читатели познакомились с этими произведениями автора только после его гибели, но текст «Ель рукавом мне тропинку…» стал исключением. В нем можно увидеть скрытый образ Марии.
Средства выразительности
Для того чтобы донести до читателя красоту природы и чувства героя, Фет использовал разные художественные приемы. Например, метафора «ель рукавом завесила» позволяет воспринимать лес одушевленным. Дополнительную атмосферу создает описание кружащихся листьев, глашатая, мертвого состояния. Все это позволяет почувствовать особенности обстановки.
В стихотворении скрыто немало эпитетов. Так, поэт указывает, что странник бледный, глашатай медный, а приветствие звучит нежно. В тексте совсем нет сравнений.
Поэт использует еще один необычный прием. В начале стиха повествование идет медленно, плавно. Но стоит прозвучать рогу, как все меняется и оживает, сам герой испытывает прилив духа. Эта часть выделена восклицательными предложениями, что особенно подчеркивает эмоции героя.
Фет передает атмосферу леса и его шум с помощью аллитерации «С», «Ж», «Ш». Такой прием позволяет лучше представить природу, ее особенности, атмосферу. При таком описании деревья действительно выглядят, как живые. Они шумят, словно переговариваясь, общаясь друг с другом.
На уроках литературы дети делают анализ стихотворения Фета «Лес», «Ель рукавом…» и других. Такой тип работы учит понимать тексты, искать в них скрытый смысл. Это также развивает эстетические представления. При написании анализа важно указывать не только тему произведения и его жанр, но и использованные автором средства выразительности.