Одна из самых ярких и противоречивых поэм в драматургии Александра Сергеевича Пушкина — «Моцарт и Сальери». Анализ произведения позволяет раскрыть его основные темы — опасность зависти и конфликт между музыкой в форме искусства и ремесла. Сюжет трагедии основан на многочисленных слухах и исторически недостоверен, однако это не снижает его литературной ценности.
История написания
Исследователи творчества Пушкина считают, что мысли о создании поэмы возникли у Пушкина в 1826 г. во время ссылки в Михайловском. Однако возможность их реализации появилась только в период Болдинской осени. Время холерного карантина в 1830 г. было одним из самых плодотворных в творчестве поэта. Тогда он вспомнил о ранее сделанных набросках и приступил к написанию произведения. Оно стало вторым в цикле «Маленькие трагедии». В планах автора было написать девять подобных произведений, но он остановился на четырех.
Пушкин обратился к теме загадочной гибели австрийского композитора неслучайно. В 20-е годы XIX в. существовал культ Моцарта. Поклонники его музыки терялись в догадках по поводу безвременного ухода из жизни своего кумира. При написании стихотворения поэт опирался на несколько источников:
- Слухи о Сальери. В 1824 г. по Европе прокатились известия о том, что находящийся в психиатрической клинике придворный музыкант признался в убийстве Моцарта. Однако вскоре они были опровергнуты.
- Легенды о Микеланджело. По легенде, итальянский скульптор распял своего натурщика в попытке изобразить библейскую сцену. На этот поступок ссылается в конце произведения Сальери. Сцена раскрывает тему преступления во имя искусства.
- «Драматические сцены» Барни Корнуолла. Вдохновили поэта на написание «Маленьких трагедий». Они стали основой структуры цикла, из них взят ряд текстовых строк.
- «Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера». Поэту не была известна точная биография Сальери и не находил нужной для себя информации в сообщениях имеющихся источников. В «Музыкальной жизни» подробно описан творческий и жизненный путь известного музыканта. Вот почему это произведение стало для Пушкина опорой в творчестве.
Первоначально автор хотел назвать пьесу «Зависть», что лаконично отражало суть. В конце 1831 г. ее опубликовали в альманахе «Северные цветы». В произведении была указана дата его завершения — 26.10.1830 . Поэт понимал, что сюжет и характеры героев — вымысел. Однако его забавляло отношение публики к описанной истории.
Тема и жанр
В произведении Пушкина раскрыт распространенный литературный сюжет, в котором конфликтуют рационалистическое и творческое начало. Пожилой Сальери добился своего положения придворного музыканта тяжелым трудом. Моцарта одарила природа. Молодой и беззаботный, он сочиняет музыку с легкостью, не задумывается о завтрашнем дне. У него есть все, чтобы быстро стать успешным и знаменитым.
Несмотря на то что между коллегами завязывается дружба, Сальери мучается от зависти. Он считает молодого коллегу недостойным своего таланта. По мнению Сальери, тот должен понимать свою избранность и благодарить небо за редкий дар. Разрушительное чувство зависти становится основным фактором развития сюжета. Она вынуждает Сальери пойти на преступление и лишить жизни гения.
Главная мысль поэмы проста. Совершив грех, преступник остается один на один со своей совестью. Ему не удается уйти от конфликта с самим собой, ведь проблема не решена. Она находится внутри самого человека. Отравленный композитор поражает друга фразой: «Гений и злодейство несовместимы». Он снова вышел победителем. Он чище, гениальнее, выше подлости и злобы.
Жанру, в котором написано произведение, присущ острый конфликт, четкая идея, насущная проблематика и драматический финал.
Как и большинство трагедий, поэма изложена белым пятистопным (шекспировским) ямбом. Объем текста невелик, сюжет прост. Маленькая трагедия в два действия содержательна в смысловом и философском ключе.
Особенности композиции
В основе описываемого Пушкиным сюжета лежит противостояние добра и зла. Поэт говорит о том, что зависть ранит человека, а потом душит. Важные композиционные особенности произведения:
- В начале и конце трагедии присутствуют монологи и размышления Сальери. Мысли опытного придворного музыканта глубоки, а его рассуждения о музыке, труде и искусстве лежат в основе произведения. Используя этот прием, Пушкин показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
- Характер монологов злоумышленника резко меняется во второй части. Его логичные рассуждения сменяют отрывистые, противоречивые фразы. Это свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
- Связующее звено между описываемыми событиями и размышлениями злодея — флакон с ядом. Он у Сальери всегда при себе, что демонстрирует темную сторону его души. Имея отраву под рукой, завистник быстро переходит к действиям.
- Фразу о гении и злодействе произносят оба героя. Первым — Моцарт, затем — Сальери. Этим Пушкин подчеркивает главную мысль своей литературной работы.
Разбор трагедии
Проводя анализ «Моцарта и Сальери» Пушкина, следует отметить художественные средства, найденные поэтом для своих героев. Сальери общается напыщенно, в его речи много литературных штампов. Он высказывается уверенно, часто говорит сам с собой. Поэтому на монологах злодея основана большая часть пьесы.
Моцарт выражает свои мысли неуверенно, говорит редко. В его высказываниях часто встречаются слова «кто-то», «что-то», «кое-что». Однако первым главную фразу о злодействе и гении произносит именно он. Из содержания пьесы можно понять, что в ней звучит только музыка молодого гения и нет ни одной ноты из произведений Сальери. Проводить анализ поэмы для урока литературы следует кратко по такому плану:
- Название. «Моцарт и Сальери».
- Кто написал. Русский поэт А. С. Пушкин.
- Период написания. 1830 г., осень в Болдино.
- Основа. Легенда о безвременной кончине австрийского композитора Моцарта и слухи, порожденные этим событием.
- Направление. Классицизм (единство времени, места, действия).
- Тема. Конфликт между творческим и рационалистическим началом. Герои произведения по-своему пришли к успеху: Сальери — через упорный труд. Моцарт — благодаря природному таланту. Легкость, с которой композитор сочиняет гениальную музыку, вызывает чувство зависти у его старшего коллеги.
- Жанр. Трагедия в двух действиях. Монологи и диалоги написаны белым стихом.
- Композиция. Традиционная. Монологи Сальери окольцовывают действие.
- Цитаты. «Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя» (Сальери). «Нас мало избранных, счастливцев праздных» (Моцарт).
- Выводы. Поэма объединила реальную жизнь, автобиографические мотивы и философские размышления. Пушкин был убежден в несовместимости гения и злодейства, что изобразил в своей трагедии. Несмотря на небольшой объем, произведение затрагивает важные жизненные темы. В сочетании с драматическим конфликтом они создают оригинальную сюжетную линию.
Анализ структуры и особенностей поэмы позволяет говорить об уникальности «Маленьких трагедий» Пушкина. К этому жанру относят также произведения автора «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Написанные в направлении классицизма, литературные работы побуждают читателей размышлять по поводу вечных тем и неразрешимых конфликтов.