Site icon tarologiay.ru

Безличные глаголы

Безличные гла­го­лы — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния, про­ис­хо­дя­щие без­от­но­си­тель­но к лицу или пред­ме­ту.

Узнаем, что такое без­лич­ные гла­го­лы в рус­ском язы­ке, выяс­ним их грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти и спо­со­бы обра­зо­ва­ния. Приведем при­ме­ры без­лич­ных гла­го­лов.

Что такое безличные глаголы?

Чтобы понять, какие гла­го­лы назы­ва­ют без­лич­ны­ми в рус­ском язы­ке, вос­поль­зу­ем­ся при­ё­мом про­ти­во­по­став­ле­ния.

Напомним, что гла­гол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая назы­ва­ет дей­ствие или состо­я­ние. Действие обыч­но при­вя­за­но к субъ­ек­ту — к лицу, оду­шев­лён­но­му или неоду­шев­лен­но­му пред­ме­ту:

Такие гла­го­лы име­ют лич­ные фор­мы, то есть спря­га­ют­ся. Они соче­та­ют­ся с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми и суще­стви­тель­ны­ми в каче­стве субъ­ек­та дей­ствия. Кроме этих гла­го­лов, в рус­ском язы­ке суще­ству­ет спе­ци­фич­ная груп­па слов этой части речи, кото­рые не соот­но­сят­ся с опре­де­лён­ным дея­те­лем.

Понаблюдаем:

На ули­це с утра сне­жит.

Дедушке сего­дня нездо­ро­вит­ся.

Действие или состо­я­ние про­ис­хо­дит само по себе, вне воли лица или субъ­ек­та дей­ствия. Эти сло­ва не соот­но­сят­ся с лицом или пред­ме­том.

Важно!Эти гла­го­лы не име­ют кате­го­рии лица.

В рус­ской грам­ма­ти­ке в соот­вет­ствии с этой осо­бен­но­стью рас­смот­рен­ные гла­го­лы назы­ва­ют без­лич­ны­ми.

ОпределениеБезличные гла­го­лы — это сло­ва, кото­рые назы­ва­ют дей­ствия или состо­я­ния, про­ис­хо­дя­щие без уча­стия дей­ству­ю­щих лиц.

По срав­не­нию с боль­шин­ством слов этой части речи без­лич­ные гла­го­лы име­ют харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти.

Грамматические особенности безличных глаголов

Специфичной осо­бен­но­стью без­лич­ных гла­го­лов явля­ет­ся то, что они не име­ют кате­го­рии лица, отче­го и полу­чи­ли своё назва­ние.

В их пара­диг­ме име­ют­ся толь­ко несколь­ко грам­ма­ти­че­ских форм:

К при­ме­ру, от без­лич­но­го гла­го­ла «смер­кать­ся» обра­зу­ем все воз­мож­ные фор­мы.

Смеркается.

Смеркалось.

Скоро будет смер­кать­ся.

Поскорее уже смер­ка­лось бы!

Форма без­лич­но­го гла­го­ла с окон­ча­ни­ем -ет/-ит похо­жа на фор­му 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни:

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни без­лич­ных гла­го­лов грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­на как про­шед­шее вре­мя един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода:

Безличные гла­го­лы не изме­ня­ют­ся по лицам, родам и чис­лам и не обра­зу­ют при­ча­стий и дее­при­ча­стий, форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Значение безличных глаголов

Среди этих слов ука­жем соб­ствен­но без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по сво­е­му зна­че­нию изна­чаль­но не соот­но­сят­ся с про­из­во­ди­те­лем дей­ствия:

1. гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка:

2. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие дол­жен­ство­ва­ние, пред­по­ло­же­ние, воз­мож­ность:

3. гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие явле­ния и состо­я­ния при­ро­ды, дей­ствие сти­хий­ных сил:

К без­лич­ным гла­го­лам при­мы­ка­ют гла­го­лы в лич­ной фор­ме, кото­рые могут упо­треб­лять­ся без­от­но­си­тель­но к дея­те­лю.

Сравним:

Вдали гро­мы­ха­ет поезд. — Громко гро­мы­ха­ет в насу­пив­шем­ся небе.

В вол­нах моря что-то тем­не­ет. — Зимой быст­ро тем­не­ет.

Из-за мыса пока­за­лось суд­но. — Мне пока­за­лось, что она рас­стро­е­на.

Это изве­стие ужас­ну­ло нас. — Всех ужас­ну­ло, как мож­но быть таким бес­сер­деч­ным.

Безличные гла­го­лы попол­ня­ют­ся так­же лич­ны­ми фор­ма­ми гла­го­лов путём при­со­еди­не­ния к ним пост­фик­са -ся /-сь:

Безличные гла­го­лы явля­ют­ся цен­тром одно­со­став­но­го без­лич­но­го пред­ло­же­ния, в кото­ром нет и не может быть дея­те­ля, обо­зна­чен­но­го суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа. Слово с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, как пра­ви­ло, исполь­зу­ет­ся в кос­вен­ных паде­жах.

Примеры предложений

С ночи под­мо­ро­зи­ло, так что под нога­ми смач­но хруст­ну­ло.

Вася про­мо­чил ночи, так что вече­ром его нача­ло зно­бить.

Из откры­той две­ри на меня очень дует.

После рас­ста­ва­ния с ним всем немно­го взгруст­ну­лось.

Мне кажет­ся, что здесь нуж­но исполь­зо­вать дру­гой метод иссле­до­ва­ний.

Видеоурок для учащихся 6 класса

Exit mobile version