Site icon tarologiay.ru

Высшая нервная деятельность человека (биология 8 класс)

Особой формой жизнедеятельности, благодаря которой становится возможной индивидуальная поведенческая адаптация высших животных и человека к окружающей среде с её постоянно изменяющимися условиями, является высшая нервная деятельность человека. На биологии в 8 классе при изучении этой темы часто упоминается имя российского физиолога Ивана Петровича Павлова, которому принадлежит авторство в открытии условного рефлекса. До публикации его работ эта форма нервной активности была неизвестна.

Знакомство с темой и определение

Одним из ключевых понятий, которые необходимо усвоить, изучая тему о высшей нервной деятельности (ВНД) человека и высших животных, является поведение. Из определения этого явления следует, что оно представляет собой совокупность всех различных действий организма, являющихся реакциями на перемены во внешних условиях. А если говорить о поведении человека, то в этом случае его изменение может быть вызвано и социальной мотивацией (обусловленной с общественной точки зрения).

Эти действия организма направлены на удовлетворение потребностей, возникающих в связи с изменениями условий внешней среды и способствующих выживанию и нормальному функционированию организма. В результате приобретённого жизненного опыта поведение объекта может претерпевать изменения, носящие адаптивный характер. Учёные назвали этот процесс изменения поведения научением.

Один из основоположников учения о высшей мозговой деятельности, Иван Михайлович Сеченов, в своих трудах (в частности, в книге «Рефлексы головного мозга») дал своё объяснение формированию поведенческих реакций человека. Он объяснил их работой мозга, основанной на рефлексах.

В свою очередь, Иван Петрович Павлов разработал методики, позволяющие изучать различные рефлекторные реакции. Результатом его научной деятельности явилось создание целого учения об условных и безусловных рефлексах. В связи с этим именно он считается в научных кругах основоположником физиологии поведения и создателем научной теории о высшей нервной деятельности.

Специальная литература и сегодня содержит его авторское определение ВНД, в котором он кратко и понятно отразил суть этого явления. Учёный характеризует этот феномен как психическую активность, которая обусловливает нормальные сложные взаимоотношения организма в целом с внешним, окружающим его миром.

Значение коры для формирования поведения

Процесс анализа всех поступивших сигналов, формирование ощущений и субъективного отношения к происходящему происходит именно в коре. Перечень её функций выглядит следующим образом:

Кора больших полушарий имеет множественные связи с различными подкорковыми центрами головного мозга. Они и обеспечивают скоординированное участие подкорковых центров в формировании высшей мозговой деятельности.

Сигнальные системы

Кардинальным отличием ВНД человека от этой формы жизнедеятельности у животных является то, что её основой является вторая сигнальная система (а не первая, как у высших животных).

Различие заключается в том, что раздражителями для первой сигнальной системы являются конкретные сигналы, предметы и явления, информация о которых поступает в головной мозг через органы чувств. Именно благодаря этой системе у человека формируется конкретное мышление.

В свою очередь, вторая сигнальная система формируется на основе внешней информации, которая поступает в виде понятных человеку знаков, символов, звуков, слов, фраз, формул. Формирование второй сигнальной системы происходит в процессе межличностного общения. Под её действием у человека развивается абстрактный тип мышления.

Процессы и виды ВНД

Высшее проявление способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, которое выражается в умении улавливать, замечать закономерность, связь между предметами и явлениями, учёные назвали рассудочной деятельностью. Этот вид высшей нервной активности характеризуется способностью предвидеть на основании полученной информации и увиденных и закономерностей предстоящие изменения внешних условий и учитывать эти предполагаемые изменения в своём поведении.

Глубина и эффективность рассудочной деятельности увеличиваются по мере развития нервной системы.

Содержание психических сфер человека, так же как и его индивидуальное поведение, формируется под воздействием особенностей окружающей обстановки, окружающего мира, с которым человек взаимодействует. Познание окружающего мира осуществляется при помощи следующих психических процессов:

Высшим проявлением психики считают сознание. В это понятие следует включить ежедневно пополняющие «багаж знаний» познавательные процессы, те самые, при помощи которых человек обогащает свои знания. В число этих процессов входят:

Кроме того, к проявлениям высшей мозговой активности специалисты по нейрофизиологии относят и механизмы формирования сновидений.

Изучение высшей мозговой активности становится возможным только при условии отслеживания всех этих процессов в совокупности. Имеет также значение и их взаимодействие.

Высшая нервная активность — комплекс сложнейших процессов, протекающих в центральной нервной системе. Изучение её учёные начали достаточно давно и не прекращают до сих пор. Получению новых знаний в этой области способствует развитие прогресса, в том числе диагностического оборудования.

Exit mobile version