Site icon tarologiay.ru

Тема и суть романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Александр Сергеевич Пушкин является создателем одного из самых известных разбойничьих романов русской литературы. Помимо любовной линии между персонажами, принадлежащими к враждующим семействам, тема и суть романа «Дубровский» включает в себя противостояние двух миров — крестьянского и помещичьего, а также конфликты между отцами и детьми.

Краткая история создания

Идею создания романа Пушкину подсказал его друг, русский меценат Павел Нащокин. В 30-е годы XIX века поэт постепенно переходит с описания романтических картин к реализму и показу действительности. Известно, что прототипом Дубровского был реальный помещик, который стал заниматься грабежами и разбоями после того, как его имение отобрал более состоятельный сосед. К особенностям создания романа следует отнести следующие пункты:

По мнению критиков, Пушкин изначально не планировал отражать в своём сочинении такое множество жизненных проблем, требующих раскрытия и дальнейшего осмысления, поэтому он сознательно не стал его заканчивать, возможно, планируя переработку написанного.

И если кто задаёт вопрос — назовите причины поражения Дубровского, почему же он в финале романа не продолжил борьбу, а просто сбежал, следует ответить — пока в России большинство знати и дворянства будут похожи на баринов Троекуровых и Верейских, а не Дубровских, никаких изменений ждать не приходится.

Конфликт поколений

Поэт в своём произведении подробно показал взаимоотношения между двумя поколениями. Наиболее показателен конфликт между Машей Троекуровой и её отцом, Кириллом. Несмотря на то что между ними присутствует любовь, гармонии в их общении нет. Пушкин, со свойственной ему наблюдательностью, так отвечает на вопрос о причинах конфликтов детей и родителей:

В результате размышлений автор приходит к выводу о необходимости взаимной ответственности между разными поколениями. Любое нарушение воли чужого человека, принуждение или насилие (неважно, со стороны ребёнка или родителя) приводит к нарушению баланса в отношениях, возникновению отчуждённости, злобы, а затем и ненависти.

Любовная линия

В романе любовь, неожиданно вспыхивающая в сердце Дубровского, служит своеобразным «останавливающим» средством, вследствие чего бунтарь, вступивший на преступный путь разбоев, становится более сдержанным. В конечном счёте именно благодаря любви к Маше Владимир пощадил её отца (что противоречило его мести).

Двух молодых людей объединяет ранняя потеря матери, они росли, по большей части, в одиночестве, при этом их отцы были хорошими друзьями. Каждый из них ценил преданность и верность (о чём говорит, к примеру, непреклонный отказ Маши от расторжения свадьбы, так как это бы нарушало священную клятву). Главное различие между ними — финансовое состояние.

Пушкин так описывает признание Владимира: «Я ходил по дому, назначая, где вспыхнуть пожару, и тут мимо меня прошли вы — как небесное видение, и сердце моё смирилось. Я осознал, что дом, где обитаете вы, не подлежит моему проклятию». Маша тоже была неравнодушна к «учителю музыки» (личина, под которой он проникал в дом Троекуровых) — её пленила благородство и храбрость Дубровского.

Однако их отношениям было не суждено сложиться — отец решил выдать свою дочь за богатого старика Верейского, Маша решилась на побег со своим возлюбленным. Однако из-за переноса даты свадьбы Дубровский опоздал, а девушка решила смиренно принять свою судьбу.

Существует также позиция критиков, согласно которой Маша по-настоящему не любила Дубровского — в силу своенравного характера она пыталась всем доказать (в первую очередь — своему отцу), что она не игрушка и не ребёнок, а Дубровский был той силой, могущей припугнуть домашних. При этом Маша промолчала при приношении клятвы (а значит, она её не давала), однако обманула Владимира, сказав, что священный обет принесён.

Месть как результат несправедливости

Протест Дубровского против вопиющего решения суда вылился в поджог собственного имения (чтобы не достался Троекурову), после чего Владимир стал разбойником. К нему примкнуло множество крестьян, видя в нём защитника от произвола помещиков и дворян. В то же самое время мотив действий Дубровского был личностным — вынужденным разбоем герой стал заниматься не для освобождения и помощи людей, а в качестве мести.

Пушкин, несмотря на явно прослеживаемую его симпатию к главному герою, в своём романе показал, что бунтари-одиночки — это не решение социальных и общественных проблем. Их появление можно назвать симптомом и или предвестием надвигающихся перемен. И в романе у Александра Сергеевича мстят практически все — Троекуров старшему Дубровскому за обидные слова, Владимир — Троекурову, крестьяне — тем, кто распоряжался их жизнями, в определённом смысле даже Маша мстит Владимиру, когда тот опоздал и не смог спасти её от ненавистного союза с Верейским.

Роман «Дубровский» показывает, как одно-единственное проявление злобы порождает другую, что невозможно победить зло при помощи зла. Для того чтобы понять, в чём актуальность романа «Дубровский» и его злободневность для современного поколения, нужно обратить внимание на судьбу Дубровского, вынужденного пожертвовать своей карьерой и, возможно, жизнью, ради отмщения. Без развития нравственных и душевных качеств — в частности, великодушия и сострадания — невозможно излечить мстительную натуру и достичь счастья.

Exit mobile version