Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широко известно и входит в список русской классической литературы. Его жанр определяется как психологический роман. Написание романа пришлось на период с 1838 по 1840 год. Когда он был опубликован, мнения читателей разделились. Одни увидели в сюжете горькую правду, другие не хотели верить в действительность характеров, подобных Печорину.
Композиционная структура
Композицией романа предусмотрено расположение глав вопреки хронологическому порядку. Сначала читатель смотрит на события глазами постороннего человека, а затем ему предоставляется возможность сделать собственные выводы о личности главного героя, читая записи из его дневника.
В произведении главы расположены таким образом:
- Бэла.
- Максим Максимыч.
- Тамань.
- Княжна Мери.
- Фаталист.
В хронологическом же порядке события происходили следующим образом.
- Происшествие на Тамани.
- Встреча с княжной Мери.
- Столкновение с фаталистом.
- Похищение Бэлы.
- Знакомство рассказчика с Максим Максимычем.
Название произведения отражает отношение автора к его главному персонажу. Сюжет, вкратце приведённый далее, поможет понять, кого же Лермонтов считал «героями нашего времени».
Краткое содержание по главам
Повествование ведется от первого лица. Автор находится на Северном Кавказе, где и происходят основные события.
Предисловие
В небольшом предисловии к роману Михаил Юрьевич обращается непосредственно к своим читателям. Первые реакции на книгу зачастую были негативными в связи с возмутительными действиями его героя. Лермонтов объясняет, что характер Печорина был создан для того, чтобы показать лицо и истинную жизнь его современников, обуреваемых пороками. Но при этом он просит не переносить отношение к Григорию на создавшего его образ автора.
Рассказ берёт своё начало на Кавказской территории XIX века, где время от времени вспыхивают противостояния с горцами.
Повесть Бэла
Некий офицер, который играет роль рассказчика в тексте, движется на Кавказ и по пути встречает штабс-капитана по имени Максим Максимыч. Мужчины производят друг на друга положительное впечатление и вскоре становятся приятелями. Однажды у них завязывается беседа о событиях прошлых лет, в которой штабс-капитан рассказывает о бывшем подчинённом Печорине.
Этот молодой офицер привлекал внимание красотой и умом, но имел непостоянный характер. Он мог тяготиться пустяками и высказывать капризы, но в то же время обладал завидным мужеством и бесстрашием. Служили они в то время в военной крепости, где было достаточно тоскливо.
По доброте Максим Максимыч решил пригласить с собой Печорина на свадьбу к дочери князя. На торжестве Григорий познакомился с младшей сестрой невесты и решил, что должен добиться её расположения.
В этом ему невольно помог штабс-капитан, ставший свидетелем разговора между братом Бэлы Азаматом и разбойником Казбичем, в котором родственник девушки просил продать ему коня Карагёза за любую цену. Он даже был готов украсть свою сестру, но черкес не соглашался на это.
Печорин, узнавший о разговоре, решил использовать его в своих планах. Он попросил Азамата украсть Бэлу для него, за что Григорий пообещал достать юноше желанного коня. Сделка состоялась, и Печорин получил не только пленницу, но и врага в лице Казбича.
Девушка поселилась в доме Григория, который был настолько ласковым и заботливым, что сумел покорить её сердце. Но как только Бэла проявила ответное чувство, сердце Печорина охладело, и она стала страдать. Максим Максимыч пытался отвлечь её и помочь развеяться, но всё становилось только хуже. Девушка увидела Казбича недалеко от военной крепости. Разбойник уже убил её отца и брата, и она испугалась за свою жизнь.
К сожалению, у неё были все основания для опасений. Казбич похитил её, а когда офицеры бросились в погоню, разбойник ранил девушку и скрылся. Спустя два дня Бэла умерла, сожалея только о том, что больше никогда не увидит возлюбленного.
Штабс-капитан признался, что такая судьба ожидала молодую красавицу в любом случае. Бэла сама не смогла бы пережить безразличия Григория, и рана, нанесённая Казбичем, лишь приблизила неизбежное. Спустя время Печорин покинул крепость, больше Максим Максимыч его не видел.
Повесть Максим Максимыч
Пути рассказчика и штабс-капитана разошлись, чтобы вскоре снова встретиться во Владикавказе. И тут же случается остановиться Печорину, направлявшемуся в Персию.
Молодой человек оказался действительно красивым и уверенным в себе человеком, хорошо держал себя в обществе и одевался со вкусом. Но его холодный и проницательный взгляд, а также нежелание идти на контакт с Максим Максимычем удивили рассказчика. Сколько бы ни пытался штабс-капитан вытянуть Печорина на разговор, ничего не получалось. Он был крайне огорчён поведением бывшего подчинённого, к которому хорошо относился, несмотря ни на что.
Не желая хранить никаких воспоминаний о нём, он отдал дневники Григория рассказчику, который открыл и сокращённо опубликовал их после неожиданной кончины двадцативосьмилетнего Печорина, так и не добравшегося до Персии из-за болезни.
Глава Тамань
На страницах своего дневника Печорин описал приключение, случившееся с ним на Тамани. Там он встретил слепого мальчика и понял, что тот хранит какую-то тайну. Решив узнать её, герой начал слежку, во время которой стал свидетелем встречи мальчика с красивой девушкой и человеком Янко. Последний передал странной паре какие-то мешки.
Печорин пытался узнать у ребёнка, что было в этих мешках, но тот не желал ни говорить, ни слушать. Тогда он встретился с девушкой, которой дал имя Ундина. Девушка стала звать его на свидание. Однако во время вечерней встречи на пристани она попыталась утопить Печорина, догадывавшегося о контрабандисткой деятельности троицы. Мужчина победил в этой схватке, и Ундина оказалась в воде, где её подобрал на своей лодке Янко. Пока происходили все эти события, мальчик украл вещи Григория, и на следующее утро герой решил покинуть Тамань.
Княжна Мери
Краткое содержание этой главы начинается с посещения героем Кисловодска, где он познакомился с юнкером Грушницким. Юноша был влюблён в княжну Мери Лиговскую, и Печорина забавляло его чувство. Григорий цинично расписывал достоинства и недостатки девушки, будто речь шла о скаковой лошади. Колкости в адрес Мери, раздражение княжны и влюблённость юнкера должны были вылиться в какую-то драму, как предугадал доктор Вернер. Так оно вскоре и случилось.
К Мери приехала родственница Вера. Оказалось, что женщину когда-то связывали с Григорием романтические чувства, которые не имели никаких шансов теперь, когда она была уже замужем. Холодный и циничный Печорин вдруг вспомнил свои страстные чувства к Вере. Чтобы утихомирить отозвавшиеся в нём страдания и боль, он загнал свою лошадь, скача на ней по окрестностям.
После всех выходок Печорина Грушницкий сделал вывод, что ему никогда не придётся частить к Лиговским и никогда не стать у них желанным гостем. Тогда Григорий решил доказать обратное.
Попав на бал, устраиваемый княгиней, он вдруг сделался необычайно учтивым и вежливым. К тому же ему представилась возможность защитить девушку от пьяного офицера. Семейство оценило это впоследствии молодой человек стал всё чаще бывать в доме и рассмотрел женскую притягательность Мери. От скуки, желания подразнить Грушницкого и показать бывшей возлюбленной Вере свою привлекательность, он использовал всё обаяние, чтобы очаровать княжну.
Влюблённость Мери стала беспокоить Веру, и она просила Печорина оставить ухаживания за девушкой и не помышлять о женитьбе на ней. Хотя женщина была очень больна и опасалась запятнать репутацию, она обещала Григорию ночное свидание.
Тот вскоре устал от внимания женщин и ревности Грушницкого. Желая избавиться от них, он стал вести себя вызывающе, но Мери от этого только страдала и всё больше влюблялась.
В городе шли слухи, что близится свадьба княжны с Печориным. На самом деле молодой человек ждал признания в любви от княжны. Но когда оно, наконец, было произнесено, он отверг его, говоря, что её чувство безответно.
Мери страдала, понимая, что Григорий лишь смеялся над ней. Лермонтовский герой тоже понимал всю низость своего поступка, но считал себя слишком вольным и свободолюбивым человеком, неспособным составить чьё-то счастье. Кроме того, ему было предсказано умереть от руки жены.
Грушницкий, подозревавший Печорина в свиданиях с Мери, сходил с ума от ревности и вызвал соперника на дуэль. В ночь перед схваткой герой рассуждал о том, что если он будет убит, после его жизни ничего не останется. Однако в дуэли погиб Грушницкий. Чтобы снять обвинения с Григория, были даны показания, что смерть юнкера — дело рук черкесов, но Вера догадалась о том, как всё было на самом деле. Обуреваемая чувствами, она призналась мужу в симпатии к главному герою, и он поспешил увезти её. Печорин, попытавшийся догнать единственную любимую женщину в своей жизни, потерпел неудачу.
Тем временем слухи о дуэли распространялись, и Григорий должен был немедленно уехать. Посетив дом княжны, он получил предложение её руки и сердца от матери, но ответил отказом.
Глава Фаталист
Краткое содержание этой небольшой, но интересной повести берёт своё начало в казачьей станице, где оказался главный герой. Среди находившихся там офицеров разгорелся горячий спор о том, предсказана ли судьба человека или же каждый может сам выбрать, какой будет его жизнь.
Один серб, которого звали Вулич, объявил себя фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. Доказать свою точку зрения он был готов самым рискованным образом. Поскольку он считал, что в этот день ему не было суждено умереть, он взял заряженный пистолет и приложил его к своему виску. Только смерть от выстрела доказала бы его неправоту. Никто не соглашался спорить с ним на таких условиях. Никто, кроме Печорина.
Твёрдо сказав, что Вулич умрёт сегодняшней ночью, он предложил сербу выстрелить. Тот нажал на курок, но пистолет дал осечку, хотя следующий выстрел в сторону исправно прогремел.
Казалось бы, серб выиграл спор, но Григорий настаивал на том, что смерть настигнет несчастного очень скоро. Так и произошло. Утром Вулич был найден мёртвым. Убийцу быстро нашли, но казак, совершивший преступление случайно, будучи пьяным, не желал признавать свою вину. Он заперся у себя и грозил зарубить любого, кто попытается войти. Печорин решился наказать казака и попал в его жилище через окно. Подоспевшие офицеры сумели справиться с буяном.
Полезные статьи по роману Герой нашего времени:
- Анализ образа Грушницкого в романе «Герой нашего времени»
- Сюжет и главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»
- Характеристика Казбича в произведении «Герой нашего времени»
- Направление и жанр произведения «Герой нашего времени»
- Отношение Печорина к Мэри в романе «Герой нашего времени»
- Черты романтизма в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Характеристика Вернера в романе «Герой нашего времени»
- История и этапы создания романа «Герой нашего времени»
- Фаталист: анализ главы из романа «Герой нашего времени»
- В чем трагедия Печорина» по роману Лермонтова
- Сочинение на тему «Почему Печорин одинок и несчастлив»
- Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» Лермонтова
- Характеристика Веры в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- В чем противоречивость характера и двойственность натуры Печорина
- Краткое содержание сюжета главы «Максим Максимыч»
Образ главного героя
Лермонтов написал очень сильный образ, пугающий, но в то же время вызывающий восхищение. Внешне Григорий Печорин представляется как статный и красивый молодой человек в чине офицера. Он умён и проницателен, понимание человеческой психологии позволяет ему легко находить общий язык с людьми даже после того, как он показывал им себя не в лучшем свете.
С такими качествами Печорин мог добиться многого, но в своей жизни он так и не обрёл смысл. Особенно остро он понял это накануне дуэли с Грушницким, после его смерти остались бы только воспоминания, да и те вряд ли принесли кому-нибудь радость.
За всё время Печорин не смог принести счастья любивших его женщин, встречи с бывшими сослуживцами проходили холодно и отстранённо с его стороны. Судьба циничного зачастую жестокого героя в некоторые моменты даже вызывает сопереживание. Рассказчика подкупила искренность изложения самим Григорием событий своей жизни. На страницах дневника он не занимается самооправданием, порой признаётся, что и сам понимает низость своих поступков, но уже не может поступать иначе.
Краткий пересказ «Героя нашего времени» отражает все сюжетные ходы, но, к сожалению, не может подарить того захватывающего волнения, которое охватывает читателя при знакомстве с первоисточником. По возможности стоит ознакомиться с полным содержанием истории, чтобы иметь возможность сделать свои заключения на поднимаемые писателем темы судьбы, любви и предназначения человека.