Краткое содержание «Черный монаха» А. Чехова пригодится для читательского дневника и подготовке к уроку литературы. Произведение рассказывает о жизни и сумасшествии одного гения, который страдал раздвоением личности. Философско-мистическая повесть была опубликована автором в 1894 г. на страницах издательства «Артист».
История написания
Российского писателя знают во всем мире как автора коротких аллегорических сочинений и человека, который исследует многообразие человеческой сущности. В последних рассказах отчетливо просматривается его интерес к онтологической тематике (онтология — учение в философии о закономерностях, структурной составляющей и взглядах на жизнь). Она очень ярко показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в произведениях:
- «Вишневый сад».
- «Беззащитное существо».
- «Три сестры».
- «Ведьма».
- «Дядя Ваня».
- «Палата № 6».
Основная идея
Автор отмечал, что его повествование посвящается мании величия. Главный персонаж — работящий и образованный, он с удовольствием делает свою работу. Андрей Васильевич выделяется среди остальных, его считают гением, но не могут по-настоящему оценить и признать его талант. В этом непризнании и состоит трагедия Коврина. В обществе, где нет здоровой конкуренции, стимула к совершенствованию, развивается ковринский синдром.
Монах выступает в роли доппельгангера, он символизирует раздвоение личности. В этом случае можно также вспомнить Достоевского с его произведением «Двойник», в котором неудачливый советник Голядкин встречает собственную воображаемую копию. Она имеет такие качества характера, которые робкий Голядкин не может выпустить из своей души.
Монах в произведении озвучивает то, о чем все время думает Коврин, но не может этого сказать. Таинственный человек убеждает главного героя, что он избранник божий и лучше других людей. Также он заставляет Коврина поверить, что люди с нормальным сознанием — это стадо. У гениев собственный взгляд и миропонимание, которое стадо называет «сумасшествием».
Рассказ о Коврине сильно схож с христианской притчей о Св. Антонии, которого постоянно хотел искусить Сатана. Но Антоний противостоял этому. Персонаж Чехова умер гордо, он убежден, что избран Богом.
Анализ произведения
В процессе анализа отдельное внимание нужно уделить композиции повести, которая выглядит следующим образом:
- Начало описано в мажорном стиле. Герой отправляется в деревню к Песоцким, этот человек наполнен надеждами, его встречает красивая Татьяна, ее отец и огромный сад.
- Главная часть пронизана духом тревоги. Реальность начинает бороться с ирреальностью. Появляется образ черного монаха.
- Кульминация — сумасшествие Коврина уже очевидно, монах исчезает, происходит затишье, но это ненадолго.
- Окончание — грустное описание, жизни героев сломлены: Егор Семеныч умирает, Татьяна осталась сама, она несчастна, Коврин опять болеет.
Чехов мог бы оставить свое произведение незаконченным, дав надежду, что у всех героев получится реабилитироваться после разрушительной катастрофы. Но перед окончанием рассказа возникает монах и увлекает Коврина в адскую пропасть.
Это произведение призывает читателей трепетно и с большим вниманием отнестись к своему психическому здоровью. Поскольку черный монах только воображение, это плод нездоровой фантазии. Ошибка Коврина в том, что этот персонаж культивировал в себе уже это сумасшествие, но ему просто лишь требовалась незамедлительная помощь врачей.