Site icon tarologiay.ru

Два полюса Калиновского мира в пьесе «Гроза»: Катерина и Кабаниха

В «Грозе» А. Н. Островский отразил два противоположных женских образа. Это Марфа Ивановна, которую называют Кабаниха, и Катерина. Это два полюса Калиновского мира, названного критиком Добролюбовым «темным царством». Взаимоотношения этих героинь — бытовое изображение социального конфликта между внутренней свободой и внешним давлением, между новым и старым, между наполненным жизнью и духовно пустым.

Образ Кабанихи

Героиня является жесткой властительницей, неспособной идти на уступки, считает, что имеет право распоряжаться судьбами других людей. Она очень деспотична и признает только свою точку зрения как единственно допустимую и правильную. Жизнь всего города Калинова во многом определяется мнением Кабанихи. Самая первая цитата купчихи — «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала» — уже характеризует ее как тирана и сурового человека. Жестокость и недовольство она проявляет в адрес всех жителей города, включая членов своей семьи.

Еще одно свидетельство безнравственности купчихи — ее уверенность в том, что кто богаче, тот и прав. Ее власть и авторитет держатся только на ее состоянии.

Кабанихе важно внешнее проявление порядочности, она заставляет Катерину притворяться и страдать, отпуская мужа в поездку, чтобы окружающие видели, что невестка соблюдает традиции. Истинные мысли Катерины и реальное положение вещей Кабаниху при этом не интересуют. Жизненное кредо купчихи озвучивает ее дочь Варвара: «Делай что хочешь. Главное, чтобы все шито-крыто было».

Окружение по-разному реагирует на ругань и притеснение со стороны Кабанихи:

Неизбежный конфликт

Кабаниха жила в мире, который полностью ее устраивал. Никто не оспаривал ее авторитет и власть, и она нагло этим пользовалась. Ни один житель Калинова не смел ей перечить до появления Катерины, которая не стала мириться с хамством и жестокостью купчихи. Внутренняя сила и чувство собственного достоинства, которые показывает девушка, раздражают Кабаниху, заставляют ненавидеть супругу своего сына и приводят ее еще к большему буйству.

В глубине души Марфа Ивановна понимает, что существующий патриархальный мир с его домостроевскими устоями безнадежно устарел. В лице невестки, которая была чужой в Калиновском мире, она видит грядущие перемены, и поэтому купчиха все сильнее и ожесточеннее цепляется за привычный уклад и яростно защищает его. Вот почему конфликт неизбежен. Между Катериной и Кабановой огромная пропасть.

Нарастающее противостояние подобно грозе: внешне все выглядит относительно спокойно, но потом тучи сгущаются, когда девушка признается в измене мужу. После этого Кабаниха считает, что получает законное право тиранить невестку. Катерина же понимает, что ее жизнь стала невыносимой, она не получает поддержку ни со стороны бесхарактерного мужа, ни от возлюбленного, который также проявляет слабость. Самоубийство становится единственным выходом из ситуации.

Схожие качества

Кабаниха и Катерина — не первый взгляд совершенно противоположные персонажи в этом произведении. Однако читатель может увидеть и общие черты их характера. К ним относятся:

Однако проявляют героини эти качества совсем по-разному. Катерина никогда не ответит насилием на насилие, грубостью на грубость. Кабаниха же, напротив, всеми доступными способами унижает и оскорбляет человека, который, по ее мнению, нанес ей обиду. Кроме того, обе героини росли и воспитывались в купеческих семьях, однако их характеры получили разное развитие.

Отношение к Богу

Если сравнивать образы Катерины и Кабанихи, можно отметить, что обе женщины религиозны. Однако отношение к Всевышнему у них совершенно разное.

Катерина действительно очень набожна — из рассказов девушки о своем детстве, читатель узнает, что она всегда любила ходить в церковь, которая представлялась ей большим светлым храмом с летающими ангелами, а знания свои девушка получала из рассказов странниц и богомолок. К Всевышнему она относится с благоговением и полностью признает свой грех, не пытаясь искать ему оправдания.

Кабаниха же только поддерживает видимость верующей дамы. Она обращается к Богу и ходит в церковь, чтобы произвести впечатление на окружающих и выглядеть религиозной в глазах жителей города. Искренней веры в том нет. Внешняя благопристойность и набожность — только прикрытие для этой жестокой и безнравственной женщины.

Таким образом, Катерина и Кабаниха — противоположности, два полюса общественной жизни. Первая — воплощение человечности, чувственности и стремления к переменам, в то время как вторая несет злобу, черствость и жестокость. Образы героинь можно сравнить со светом и тьмой. Катерина — действительно «луч света», но его силы не хватает, чтобы изменить обстановку во всем «темном царстве», где правят злые и мрачные персонажи, такие как Кабаниха и Дикой, но ее поступки заставляют задуматься о необходимости перемен во всем городе Калинов, который является собирательным образом провинциальных местечек того времени.

В драме «Гроза» А. Н. Островский поднимает тему смены социальных устоев и перелома общественной жизни в середине XIX века. Два противоположных образа появляются в пьесе неслучайно — А. Н. Островский показывает, что «темному царству» рано или поздно придет конец. И чем больше таких сильных и искренних людей, как Катерина, тем меньше шансов у Калиновского мира выжить и тем ближе конец моральных устоев, по которым существуют Кабанихи и Дикие.

Exit mobile version