Анализ произведения Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

К образу «дворянского гнезда» обращались многие русские писатели: Пушкин, Гончаров, Тургенев, Чехов, раскрывая характеры и судьбы персонажей, связанные с семейным укладом и бытом своих усадеб и поместий. Делая установку на образ жизни помещиков, сатирически их изображая, по-новому подходит к этой теме Салтыков-Щедрин («Господа Головлевы»). Анализ произведения и характеристика героев позволит учащимся вникнуть в смысл авторского приговора «выморочному семейству».

Салтыков-Щедрин

История создания, тема, жанр

История произведения Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» началась с очерка «Семейный суд» в «Отечественных записках» за 1875 год. Именно он стал первой главой будущего романа. Позднее писателем были созданы еще пять очерков и объединены в книгу под названием «Эпизоды из жизни одного семейства». Потом материал был переработан, и роман получил другое название. Те, кто знал мать автора, сразу отметили ее сходство с Ариной Петровной Головлевой, героиней произведения.

Жанр произведения Господа Головлёвы

Прототипом Иудушки Головлева стал брат писателя Дмитрий, а Степка-балбес списан с его другого брата — Николая. Этого не отрицал и сам Салтыков-Щедрин. Что касается жанра сочинения, то его можно причислить к жанру семейной хроники, в которой через поступки героев раскрываются их характеры и внутренний мир и проблематика произведения. Темой романа является распад и гибель дворянского гнезда — семьи Головлевых. Пути, ведущие к деградации:

  • праздное времяпрепровождение,
  • отсутствие любви и привязанности членов семьи друг к другу,
  • духовное оскудение.

Проблема разорения «дворянских гнёзд» не была новой в литературе, но Салтыков-Щедрин подходит к ее освещению, используя сатирические приемы, без всякой жалости и сочувствия к своим персонажам. То, что роман родился из очерков, повлияло и на его построение. Все главы являются самостоятельными, и каждая из них описывает смерть одного из героев. Исследователи творчества писателя именуют композицию романа «историей умертвий».

Сюжет произведения

Господа Головлёвы

Сюжет произведения Салтыкова-Щедрина достаточно прост. Начинается содержание со смерти старшего сына Головлевых Степана, который, растратив на гулянки свою часть наследства, вернулся в Головлёво и умер от чахотки. В главе «По-родственному» рассказывается о смерти младшего сына Павла в поместье Дубровино, переписанном на него матерью. Он спивается, и деревня остаётся Иудушке, который выгоняет мать из дома, и Арине Петровне приходится вместе с внучками переехать в заброшенную хозяевами Погорелку.

Глава «Семейные итоги» описывает смерть сына Порфирия-Иудушки — Володеньки. Лишенный за своевольную женитьбу отцовского содержания, он застрелился от безысходности. Другой его сын, Петенька, растратил большую судьбу казённых денег, отец помочь отказался, и Петр умер в пути на каторгу. За такое отношение Иудушки к детям мать ссорится с ним. Внучки Арины Петровны Аннинька и Любинька уезжают в Москву. В главе «Племяннушка» умирает Арина Петровна, оставив деревеньку внучкам.

Аннинька, приехав домой, испытывает на себе приставания дяди и скоро с радостью уезжает, так как боится домогательств Иудушки. В следующих двух главах смертей нет, но Иудушка не признает сына, который родился у экономки Евпраксеюшки, и по его указанию дитя оказывается в воспитательном доме. После этого Порфирий опускается, перестает следить за собой и живет в мечтах о богатстве, думая о том, как отплатит всем за свои обиды. Глава «Расчёт» рассказывает о смерти Иудушки и его племянницы Любиньки.

Сюжет произведения Господа Головлёвы

С сестрами в столице произошла несчастная история. Обе стали любовницами преступников. Когда один из них покончил с собой, а второго сослали в Сибирь, девушки, оставшись в нищете, решили принять отраву. Любинька первой выпила яд, а Аннинька, испугавшись, отказалась от этой затеи, но пристрастилась к выпивке. Видя мучения племянницы, Иудушка просит простить его за прежнее отношение, затем идет на кладбище и по дороге умирает.

Основные персонажи

Салтыков-Щедрин Господа Головлёвы

Хозяйка имения Арина Петровна, 60-летняя женщина, любит властвовать над родственниками и не признает чужого мнения: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Ни с кем из соседей не общается, к мужу равнодушна, никто из членов семьи не смеет ее ослушаться, так как характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Дети для нее являются лишним грузом, «постылые», как она их называет.

Склонная к накопительству, женщина держит и свою семью, и слуг в «черном теле»: «Огурчики-то еще хороши, только сверху немножко поослизли, припахивают, — ну, да уж пусть дворовые полакомятся». Время от времени Арина Петровна «выбрасывает куски» наследства своим нелюбимым детям. Отец семейства, Владимир Михайлович, бесхозяйственный и вечно навеселе, ведет себя легкомысленно: целыми днями бездельничает, сочиняет «вольные стихи» и таскается за дворовыми девками.

Жену терпеть не может, но в то же время боится, что она выгонит его из дома, и тогда можно навсегда проститься с праздной жизнью. К старости Головлёв спился и превратился в дряхлого старика. Старшего сына Степана, любимца отца, мать прозвала Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Постоянно унижая, воспитала в нем рабский характер.

Роль пейзажа в романе

Если Гоголь скопидомство Плюшкина сравнивает с созидательной силой природы, то поместье Головлевых не оживляет даже фруктовый «плодовитый сад». Природные описания у Щедрина не радуют глаз, так как в них отсутствует какая бы то ни была жизненная сила. Первый пейзаж появляется перед читателем в главе «Семейный суд». Степан Головлев идет по проселочной дороге, ведущей в родовую усадьбу. Раннее утро, на траве и цветах еще не высохла роса, а солнышко уже на горизонте. Весело распевают птицы, пахнет грибами и перезревшими ягодами.

Пейзаж в произведении Господа Головлёвы

Картины родной природы всегда радуют душу и рождают высокие чувства. Но Степана не радует окружающая природа: ни звуки, ни запахи, ни разноцветные краски. «Одна мысль до краев переполняет все его существо: еще три-четыре часа — и дальше идти уже некуда». «Межевой столб» у дороги символизирует границу, которая отделяет жизнь во всей ее полноте от выморочного поместья Головлевых. Символична и картина «погоста», с которого начинаются их владения.

Дело к обеду, и солнце уже не радует глаз, а нещадно палит, и никуда от него не скрыться. Кругом ни деревца, одни «бесконечные головлевские поля», «постылая земля, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым на все четыре стороны и теперь, постылого же, вновь принимает в свое лоно». Описание жилого поселка дается автором через восприятие Степки-балбеса, который наблюдает осенний пейзаж, сидя у закрытого окна, через два слоя засиженных мухами стекол.

Стоит заметить, что всем персонажам Салтыкова-Щедрина не дано чувство прекрасного, и они не умеют общаться с природой. Они только могут равнодушно наблюдать за окружающим миром. Подавленное настроение героя, который предчувствует скорую смерть, усугубляется скучным видом из окна: «Словно черное облако окутало его с головы до ног., серое, вечно слезящееся небо осени давило его». Автор умело использует черный цвет при описании поздней деревенской осени, и этот цвет не просто констатирует ее наступление, а становится контрастнее:

  • «улица почернела»,
  • «поселок, утонувший в грязи»,
  • «месиво грязи».

Постепенно писатель как бы предостерегает семейство Головлевых от грядущего Суда за «развращение человеков». Но они, погрязшие в житейской суете, не слышат этого пророчества. В конце романа читатель видит вместо положенного в марте тепла «мокрую метелицу». И именно в такую гнилую погоду Иудушка покидает ночью дом, решив пойти на могилу матушки, а наутро люди находят у дороги, вблизи кладбища, его окоченевшее тело.

Таким образом, нелюбовь и холод побеждают это выморочное дворянское семейство, а писатель подводит читателя к идее произведения: «Головлево — это сама смерть, злобная, пустоутробная, это смерть, вечно подстерегающая новую жертву».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: